Научный журнал
|
ISSN 2542-1077 (Print) ISSN 1994-5973 (Online) |
Языкознание |
МАРФИНА ЖАННА ВИКТОРОВНА | Луганский государственный педагогический университет |
Ключевые слова: названия родства фольклорема слово-символ народно-песенное субпространство концептуальная цепочка концептуальный мотив |
Аннотация: Исследование выполнено в контексте актуального лингвокультурологического направления совре-
менного языкознания. Впервые в восточнославянской лингвистике представлена модель концептуаль-
ного анализа текстовых функций названий родства, мотивированных их лексико-грамматическими
связями в украинском социально-бытовом песенном фольклоре. Соответственно лингвокультуроло-
гическое наполнение концептуальных цепочек с опорными фольклоремами – названиями родства –
смоделировано с учетом обусловленных конкретными социально-историческими обстоятельствами,
то есть бурлакование, чумакование, наемный труд, казачество и под., сценариями поведения человека
как представителя рода. Основу методики анализа составило построение концептуальных цепочек,
в которых ведущим является название родства. Между ними благодаря означаемым словам (суще-
ствительные, прилагательные, глаголы, составляющие высказывания в роли предикатов) установлены
стойкие семантические отношения, выражающие в результате их раскодирования и ценностно-акси-
ологическое наполнение высказывания в целом. Означаемые слова в основном и определили концеп-
туальную мотивацию названий родства в украинских народно-песенных текстах. В результате про-
веденного исследования отмечено, что концептуализация общественной мотивации отношений между
членами нуклеарной семьи отражена в вербализаторах понятий «чужой – родной», «смерть – жизнь»,
«воля – неволя», «плач, слезы», «память», «прощанье – встреча». При этом отмечена роль предмет-
ных, растительных, орнитологических слов-символов. Сделан вывод о том, что названия родства,
функционируя в народно-песенной календарно-обрядовой и семейно-обрядовой лирике, приобретают
качество фольклорем, что представляется их наиболее характерной особенностью. Именно бытовая
лингвокультура является средой сохранения и продолжения, воспроизведения тех или иных обрядо-
вых действий, ритуалов, в которых актуализируются вторичные номинации-оценки названий родства,
а также названия действий и взаимодействий членов семьи в ритуально-обрядовых текстах как ре-
презентантах высокого стиля в народной культуре. |
Просмотров: 465; |