МАРФИНА Ж. В. КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ МОТИВАЦИЯ НАЗВАНИЙ РОДСТВА В УКРАИНСКОМ НАРОДНО-ПЕСЕННОМ СУБПРОСТРАНСТВЕ // Учёные записки Петрозаводского государственного университета. 2020. Том 42, № 7, С. 36–44. URL: https://uchzap.petrsu.ru//journal/article.php?id=537. DOI: 10.15393/uchz.art.2020.537


Языкознание


КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ МОТИВАЦИЯ НАЗВАНИЙ РОДСТВА В УКРАИНСКОМ НАРОДНО-ПЕСЕННОМ СУБПРОСТРАНСТВЕ

МАРФИНА
ЖАННА ВИКТОРОВНА
Луганский государственный педагогический университет
Ключевые слова:
названия родства
фольклорема
слово-символ
народно-песенное субпространство
концептуальная цепочка
концептуальный мотив
Аннотация: Исследование выполнено в контексте актуального лингвокультурологического направления совре- менного языкознания. Впервые в восточнославянской лингвистике представлена модель концептуаль- ного анализа текстовых функций названий родства, мотивированных их лексико-грамматическими связями в украинском социально-бытовом песенном фольклоре. Соответственно лингвокультуроло- гическое наполнение концептуальных цепочек с опорными фольклоремами – названиями родства – смоделировано с учетом обусловленных конкретными социально-историческими обстоятельствами, то есть бурлакование, чумакование, наемный труд, казачество и под., сценариями поведения человека как представителя рода. Основу методики анализа составило построение концептуальных цепочек, в которых ведущим является название родства. Между ними благодаря означаемым словам (суще- ствительные, прилагательные, глаголы, составляющие высказывания в роли предикатов) установлены стойкие семантические отношения, выражающие в результате их раскодирования и ценностно-акси- ологическое наполнение высказывания в целом. Означаемые слова в основном и определили концеп- туальную мотивацию названий родства в украинских народно-песенных текстах. В результате про- веденного исследования отмечено, что концептуализация общественной мотивации отношений между членами нуклеарной семьи отражена в вербализаторах понятий «чужой – родной», «смерть – жизнь», «воля – неволя», «плач, слезы», «память», «прощанье – встреча». При этом отмечена роль предмет- ных, растительных, орнитологических слов-символов. Сделан вывод о том, что названия родства, функционируя в народно-песенной календарно-обрядовой и семейно-обрядовой лирике, приобретают качество фольклорем, что представляется их наиболее характерной особенностью. Именно бытовая лингвокультура является средой сохранения и продолжения, воспроизведения тех или иных обрядо- вых действий, ритуалов, в которых актуализируются вторичные номинации-оценки названий родства, а также названия действий и взаимодействий членов семьи в ритуально-обрядовых текстах как ре- презентантах высокого стиля в народной культуре.




Просмотров: 334;