ХАЗИЕВА Г. С. АГИОНИМ АЙШЕ-ФАТИМА В ТРАДИЦИЯХ ТЮРКСКИХ НАРОДОВ // Учёные записки Петрозаводского государственного университета. 2020. Том 42, № 7, С. 25–29. URL: https://uchzap.petrsu.ru//journal/article.php?id=535. DOI: 10.15393/uchz.art.2020.535


Языкознание


АГИОНИМ АЙШЕ-ФАТИМА В ТРАДИЦИЯХ ТЮРКСКИХ НАРОДОВ

ХАЗИЕВА
ГУЗАЛИЯ САЙФУЛЛОВНА
Казанский государственный институт культуры
Ключевые слова:
локальные культурные традиции
тюркские параллели
этнолингвистическая реконструкция
агионим
Айше-Фатима
Аннотация: Представлен один из известных персонажей мусульманского мира в общетюркской мифологии – Айше-Фатима. Несмотря на общемусульманское происхождение персонажа, татары почитают ее как свою местную святую. Она считается покровительницей женщин, больных. В статье исследуется агионим Айше-Фатима в татарских традициях, а также выявляются параллели его использования в других тюркских языках. На основе изучения фольклорно-этнографических материалов выделены несколько локальных вариантов агионима Айше-Фатима: Гайшə-Фатима кулы (досл. ‘рука Гайши- Фатимы’), Гайшə-Фатима име (досл. ‘лечебное средство Гайши-Фатимы’), Гайшə-Фатима теле, заговор Гайши-Фатимы (досл. ‘язык Гайши-Фатимы’), Айшə-Батман сулышы (досл. ‘вздох Гайши- Фатимы’). В татарскую культуру данные персонажи и их локальные варианты пришли с исламом. Айше – имя жены пророка Мухаммеда, а Фатима – имя его дочери. Этнолингвистическая реконструк- ция языковых фактов производится на основе изучения текстов заговорной традиции. Анализ текстов позволил установить важнейший символ – это рука Айше-Фатимы, которой приписываются магиче- ские, целебные свойства. В статье выделены и проанализированы локативные и темпоральные харак- теристики агионима Айше-Фатима. Установлены две линии бытования: с одной стороны, агионим Айше-Фатима живет в языке как прецедентное имя; с другой стороны, в изученных нами текстах агионим имеет специфические черты в локальных вариантах культуры татар внутри их этнокультурного пространства. Выявлены параллели агионима Айше-Фатима в других тюркских языках.




Просмотров: 609;