ПИГИН А. В. К ИЗУЧЕНИЮ СЕВЕРНОРУССКИХ ПРЕДАНИЙ О СТАРООБРЯДЦАХ (НА МАТЕРИАЛЕ СОЧИНЕНИЙ СИМЕОНА ГАВРИЛОВА) // Учёные записки Петрозаводского государственного университета. 2020. Том 42, № 5, С. 85–94. URL: https://uchzap.petrsu.ru//journal/article.php?id=503. DOI: 10.15393/uchz.art.2020.503


«Мир образов фольклора»: научные чтения памяти Н. А. Криничной


К ИЗУЧЕНИЮ СЕВЕРНОРУССКИХ ПРЕДАНИЙ О СТАРООБРЯДЦАХ (НА МАТЕРИАЛЕ СОЧИНЕНИЙ СИМЕОНА ГАВРИЛОВА)

ПИГИН
АЛЕКСАНДР ВАЛЕРЬЕВИЧ
Федеральное государственное бюджетное учреждение на- уки Федеральный исследовательский центр «Карельский научный центр Российской академии наук»
Ключевые слова:
старообрядчество
севернорусские исторические предания
исследования Н. А. Криничной
Симеон Гаврилов
Екатерина II
Николай I
Аннотация: Анализируются исторические предания в составе сочинений северодвинского старообрядческо- го книжника Симеона Гаврилова (1842–1917). Предания были записаны им в Поморье, Обонежье, на Пинеге и Северной Двине от местных жителей в поисках «корня» (происхождения) старообряд- чества на Севере. В статье предлагаются дополнения и комментарии к работам Н. А. Криничной о сюжетно-тематическом цикле преданий о старообрядцах. С опорой на работы Н. А. Криничной в сочинениях Симеона Гаврилова выявлены предания об основании пустыней, о «гибели староверов» (от рук притеснителей и в результате самосожжений), о взаимоотношениях старообрядцев с исто- рическими лицами (Екатерина II, Николай I). Религиозная основа старообрядческих исторических нарративов сближает их с жанром легенды, а источники содержащихся в них мотивов обнаружива- ются в агиографии, Священном Писании, духовных стихах. Сделан вывод о ценности памятников старообрядческой письменности Русского Севера для изучения фольклора.




Просмотров: 479;