КАМИТОВА А. В. ПЕРВЫЕ ЛИТЕРАТУРНЫЕ ПАМЯТНИКИ НА УДМУРТСКОМ ЯЗЫКЕ // Учёные записки Петрозаводского государственного университета. 2018. № 1 (170). URL: https://uchzap.petrsu.ru//journal/article.php?id=5. DOI: 10.15393/uchz.art.2018.5


Литературоведение


ПЕРВЫЕ ЛИТЕРАТУРНЫЕ ПАМЯТНИКИ НА УДМУРТСКОМ ЯЗЫКЕ

КАМИТОВА
А. В.
Удмуртский федеральный исследовательский центр Уральского отделения Российской академии наук
Ключевые слова:
литературный памятник
удмуртский язык
литературные посвящения
жанр
русская литература
перевод
Аннотация: Рассматриваются первые литературные памятники на удмуртском языке, созданные во времена царствования Екатерины II, Павла I и Александра I, в контексте формирования единого российского духовного пространства и государственных мероприятий. Их написание на шкале хронологическо- го времени относится к последней трети XVIII – первой половине XIX века. Целью исследования является составление объективного представления о начальных этапах формирования удмуртской словесности, определение роли литературных памятников в этом процессе и «процедуре» обрете- ния народом национальной идентичности. Достижению поставленной цели способствует решение следующих задач: сравнительно-сопоставительный анализ стихотворных и прозаических произве- дений панегирического содержания на удмуртском языке с аналогичными текстами, написанными на языках поволжских народов; выявление используемых авторами приемов поэтики и стихосложе- ния. Новизна работы состоит в привлечении к исследованию малоизученных текстов последней тре- ти XVIII – первой половины XIX века. Литературные произведения, сочиненные учениками Казанской новокрещенской школы и духовной академии, рассматриваются с учетом общероссий- ских историко-культурных процессов. Небольшие по объему тексты на удмуртском языке расцени- ваются как «стартовая площадка» в деле совершенствования складывающихся письменно-литературных норм удмуртского языка, развития художественно-выразительных возможностей и как необходимый «фундамент» для последующих литературных опытов.




Просмотров: 316;