ШИЛОВА Н. Л. ОСТРОВ КИЖИ И ПИСАТЕЛИ-ДЕРЕВЕНЩИКИ: ИСТОРИЯ НЕСЛОЖИВШИХСЯ ОТНОШЕНИЙ // Учёные записки Петрозаводского государственного университета. 2020. Том 42, № 5, С. 52–59. URL: https://uchzap.petrsu.ru//journal/article.php?id=499. DOI: 10.15393/uchz.art.2020.499


Литературоведение


ОСТРОВ КИЖИ И ПИСАТЕЛИ-ДЕРЕВЕНЩИКИ: ИСТОРИЯ НЕСЛОЖИВШИХСЯ ОТНОШЕНИЙ

ШИЛОВА
НАТАЛЬЯ ЛЕОНИДОВНА
Петрозаводский государственный университет
Ключевые слова:
Кижи
остров
художественное пространство
деревенская проза
«оттепель»
локальный текст
Аннотация: Статья продолжает и дополняет исследование образа острова Кижи в русской советской литературе 1960–1970-х годов, в данном случае – в аспекте его репрезентации разными литературными груп- пами и течениями. Впервые предметом рассмотрения становится отношение писателей-деревен- щиков к острову, место острова в художественной топографии деревенской прозы, особенности его изображения. Исследование проводится с привлечением художественных текстов, публицистики, эпистолярного наследия Ф. Абрамова, В. Астафьева, В. Солоухина, Е. Носова. В центре внимания парадоксальное расхождение между закрепившимся в массовом представлении образом острова как места исторической памяти, хранящего традиции русской жизни, и сдержанным отношением к острову деревенщиков, в творчестве которых эта тема в 1970-е годы получила наиболее глубо- кую разработку. Анализ рецепции и репрезентации острова Кижи в деревенской прозе проводится с учетом и привлечением историко-литературного контекста, в том числе в сопоставлении с образом острова в литературе «оттепели». Материалы исследования показывают, что остров Кижи оказывает- ся более важным локусом для авторов поколения «оттепели» – А. Вознесенского, Р. Рождественского, Ю. Казакова и других, в чьих текстах образ острова оказывается более весом, детализирован, наделен важными ценностными характеристиками. Предложено объяснение маргинальному положению образа знаменитого острова в художественной топографии деревенской прозы.




Просмотров: 481;