ГЕНЕРАЛОВА Е. В. ЕВРОПЕИЗМЫ В СТАРОРУССКОМ ЯЗЫКЕ: ФОНЕТИЧЕСКОЕ, ГРАММАТИЧЕСКОЕ И СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ОСВОЕНИЕ // Учёные записки Петрозаводского государственного университета. 2020. Том 42, № 5, С. 45–51. URL: https://uchzap.petrsu.ru//journal/article.php?id=498. DOI: 10.15393/uchz.art.2020.498


Вторые Фортунатовские чтения в Карелии


ЕВРОПЕИЗМЫ В СТАРОРУССКОМ ЯЗЫКЕ: ФОНЕТИЧЕСКОЕ, ГРАММАТИЧЕСКОЕ И СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ОСВОЕНИЕ

ГЕНЕРАЛОВА
ЕЛЕНА ВЛАДИМИРОВНА
Санкт-Петербургский государственный университет
Ключевые слова:
заимствование
русский язык XVI–XVII веков
историческая лексикология
фонетическая ассимиляция
грамматическая ассимиляция
словообразовательная ассимиляция
Аннотация: Рассматриваются процессы формальной адаптации заимствований из европейских языков в русский язык периода XVI–XVII веков. Цель исследования – выявить специфику фонетической, грамматиче- ской и словообразовательной ассимиляции иноязычной лексики в допетровскую эпоху. Материалом послужили данные исторических и этимологических словарей русского языка. Памятники старо- русского языка демонстрируют начало активного проникновения в русский язык заимствований европейского происхождения, и этот процесс – в частности формальная ассимиляция – носит свое- образный характер, будучи осложнен частым опосредованным характером заимствований и силь- ной языковой вариативностью. Особенностью фонетической ассимиляции заимствований является их близость к языку-источнику (и посреднику) и значительное фонетико-графическое варьирование. С точки зрения частеречного распределения, в русский язык Московской Руси из языков Европы заимствуются преимущественно существительные, в меньшей степени глаголы. Наблюдается пол- ное грамматическое освоение этих заимствований и последовательное включение их в русскую мор- фологическую систему, несклоняемых существительных и прилагательных не фиксируется, самый часто варьируемый грамматический признак – род. От заимствованных основ активно образуются производные, но в деривации исконных и заимствованных лексем нет принципиальных различий.




Просмотров: 322;