Научный журнал
|
ISSN 2542-1077 (Print) ISSN 1994-5973 (Online) |
Языкознание |
БРЫКОВА АЛЕКСАНДРА АНДРЕЕВНА | Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна |
Ключевые слова: графический рассказ Умная Маша креолизованный текст аспектуально-таксисные ситуации ситуации временной локализованности репрезентативно-иконический дискурс |
Аннотация: Статья посвящена исследованию аспектуально-таксисных ситуаций и смежных с ними ситуаций
временной локализованности в графических рассказах про Умную Машу, печатавшихся в советском
детском журнале «Чиж» с 1934 по 1937 год. Использование методов синтаксического и прагматического
анализа позволяет показать, как в процессе складывания канонов жанра меняются способы
вербализации сюжетного развертывания, в основе которого лежит моно- и полисубъектный независимый
таксис, как соотносится текст с коммуникативными возможностями читателей-детей.
Постепенная креолизация графического рассказа приводит к тому, что текст перестает использоваться
как инструмент заполнения сюжетных лакун, что ведет к сокращению аспектуально-таксисных
ситуаций, которые замещаются на ситуации, находящиеся вне таксисных отношений (осложненными различными модальными смыслами), к отказу от последовательного использования маркеров
временной делиминации и маркеров ситуаций временной локализованности / нелокализованности
(или расширению за счет них временных границ таксисной ситуации). Это становится причиной смены
функций между визуальным и вербальным рядом, который больше не дублирует изображение
и, обнаруживая все меньше общих черт с репрезентативно-иконическим детским дискурсом, усложняет всю структуру графического рассказа, способствуя повышению коммуникативной компетенции детей. |
Просмотров: 541; |