ШАРАПЕНКОВА Н. Г. «ОРНАМЕНТ ОТТЕНКОВ»: О СИМВОЛИКЕ ЦВЕТА В РОМАНЕ АНДРЕЯ БЕЛОГО «МОСКВА» // Учёные записки Петрозаводского государственного университета. 2020. Том 42, № 3, С. 25–33. URL: https://uchzap.petrsu.ru//journal/article.php?id=461. DOI: 10.15393/uchz.art.2020.461


Литературоведение


«ОРНАМЕНТ ОТТЕНКОВ»: О СИМВОЛИКЕ ЦВЕТА В РОМАНЕ АНДРЕЯ БЕЛОГО «МОСКВА»

ШАРАПЕНКОВА
НАТАЛЬЯ ГЕННАДЬЕВНА
Петрозаводский государственный университет
Ключевые слова:
Андрей Белый
поэтика цвета
символика цвета
Москва
роман «Москва»
антропософия
символизм
Аннотация: Цель работы – представить один из путей интерпретации недостаточно изученного романа Андрея Белого «Москва» (1926–1932) через выявление символики цветовых решений при описании Первопрестольной и при воссоздании образов двух героев-антагонистов. Для анализа взяты три цвета: желтый, красный и золотой, а также их индивидуально-авторские оттенки и модификации (леопардовый, пепельно-желтый), составляющие вместе с другими (черным, серым и т. д.) единый цветовой «орнамент» всего произведения. Декодировка (интерпретация) цветовых решений в тек- сте позволила показать их происхождение через обращение к переписке писателя и воспоминаниям, выстроить связи с ранними творениями Андрея Белого символистского периода, выйти к глубинному идейному плану произведения. Делается вывод о специфике индивидуального стиля писателя, в кото- ром цвет обладает повышенной знаковостью и семиотичностью. Намечен один из путей «прочтения» (интерпретации) одного из сложнейших художественных произведений ХХ века, что позволит в дальнейшем выстроить творческую эволюцию Белого-прозаика, а также вписать роман в литературный ландшафт отечественной культуры ХХ века.




Просмотров: 467;