Научный журнал
|
ISSN 2542-1077 (Print) ISSN 1994-5973 (Online) |
Отечественная история |
НИКОНОВ СЕРГЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ | Мурманский арктический государственный университет |
Ключевые слова: Николо-Корельский монастырь Мурманский берег Подвинье артель кормщик Иван Ряба (Рябов) яхта лодья гукор кочмара |
Аннотация: Рассматривается организация судовых команд Николо-Корельского монастыря в первой половине
XVIII века. Актуальность работы связана с раскрытием системы коммуникаций морского прибреж-
ного хозяйства в доиндустриальную эпоху. В эту эпоху работа коммуникаций носила сезонный ха-
рактер, не обеспечивая круглогодичное поддержание отдаленных промыслов. К проблеме морских
и речных коммуникаций монастырей Поморья исследователи неоднократно обращались, но для
Николо-Корельского монастыря эта тема остается неразработанной. Монастырь перевозил грузы на
мурманский промысел и припасы для гарнизона в Кольский острог. Для этих целей с 1720-х годов
использовались два судна – яхта и гукор. Команды судов состояли из кормщиков и матросов.
Выявлено территориальное происхождение членов судовых команд, устойчивость трудовых связей
с монастырем, условия и размер оплаты труда. В ходе исследования были получены следующие вы-
воды: Николо-Корельский монастырь испытал на себе воздействие Петровских реформ, потребо-
вавших перехода от традиционных поморских судов к судам западноевропейского типа; рядовой
состав команд был подвижным, меняясь практически ежегодно, в то время как капитаны (кормщики) трудились в течение длительного периода; оплата труда матросов носила фиксированный характер и зависела от протяженности морского маршрута, тогда как на мурманском промысле доход определялся объемом добычи и был непостоянным. |
Просмотров: 488; |