ЗОРИНА Е. С. СИНТАГМАТИЧЕСКОЕ ЧЛЕНЕНИЕ ТЕКСТА В АСПЕКТЕ ЗАМЫСЛА АВТОРА (на материале рассказа М. Шишкина «Пальто с хлястиком») // Учёные записки Петрозаводского государственного университета. 2019. № 7 (184), С. 81–85. URL: https://uchzap.petrsu.ru//journal/article.php?id=390. DOI: 10.15393/uchz.art.2019.390


Языкознание


СИНТАГМАТИЧЕСКОЕ ЧЛЕНЕНИЕ ТЕКСТА В АСПЕКТЕ ЗАМЫСЛА АВТОРА (на материале рассказа М. Шишкина «Пальто с хлястиком»)

ЗОРИНА
ЕКАТЕРИНА СЕРГЕЕВНА
Санкт-Петербургский государственный университет
Ключевые слова:
текст
современный рассказ
синтаксическая расчлененность
восприятие текста
структура текста
конструкции экспрессивного синтаксиса
Аннотация: Анализируется синтагматическое членение художественного текста в структурном и модальном аспектах. Предметом анализа являются фрагменты текста (отрезки (части) текста, необходимые и достаточные для рассмотрения в грамматическом и семантическом аспектах) с синтагматиче- ским расчленением. Синтагматическое членение в рассказе Михаила Шишкина «Пальто с хлясти- ком» не характеризуется как нарушение связности, а рассматривается в нарративном аспекте. При таком подходе выявляется иерархичность сверхфразовой структуры повествования. Иерархия фрагментов с синтагматическим расчленением обусловлена степенью эксплицитности средств свя- зи и объемом конструкций и их частей, а также графическим оформлением (абзацным членением). На верхнем уровне иерархии оказываются фрагменты без эксплицитно выраженных средств связи. Для реализации концептуально значимого смысла здесь необходимо понимание имплицитных смыслов, которое находится в модальном поле читателя. Таким образом реализуется образ читате- ля произведения и интенция автора – воздействие (активизация) на сознание читателя. На нижних уровнях иерархии установку автора реализуют фрагменты, в которых синтагматическое членение маркировано различными эксплицитными средствами связи. Концептуально значимые смыслы реализуются в маркированных фрагментах текста через тему «частное – общее» в рамках ключевого мотива «времени».




Просмотров: 374;