Научный журнал
|
ISSN 2542-1077 (Print) ISSN 1994-5973 (Online) |
Литературоведение |
СИДОРЕНКО АНДРЕЙ ЮРЬЕВИЧ | Санкт-Петербургский государственный университет |
Ключевые слова: китайская литература «красная классика» жанр социалистический реализм роман воспитания хроно- топ персоносфера ценностная установка литературная политика КНР Лян Бинь |
Аннотация: Роман Лян Биня «История красного знамени» (1957) – один из самых известных романов 1950-х го-
дов о китайской деревне – позиционируется как роман воспитания, метагероем которого является
китайское крестьянство в 1920–1930-е годы. Произведение вошло в фонд «красной классики» лите-
ратуры КНР, что делает его анализ актуальным. Цель статьи – проанализировать роман Лян Биня
«История красного знамени» с учетом жанровой специфики романа воспитания. Новизна заключа-
ется в попытке выявления трансформации жанра романа воспитания в китайском социалистиче-
ском реализме. В ходе анализа установлено, что крестьянин Чжу Лаочжун может считаться героем
романа воспитания, однако процесс его становления не раскрыт в сюжете ввиду идеологических
ограничений на изображение самостоятельных поисков героями места в жизни. С другой стороны,
подробная хроника взросления другого важного персонажа, крестьянского подростка Янь Цзянтао,
не отражает эволюцию характера героя и его духовное становление, но является частью реализации
статичной диспозиции «свой» – «чужой». Взросление Цзянтао – процесс его обучения, а не воспи-
тания. Хронотоп и персоносфера романа, наметившие вектор его восприятия как романа воспита-
ния, по ходу сюжета трансформируются по логике классовой эстетики. Роман постулирует ценност-
ные установки социалистического реализма «народность – классовость – партийность», оставаясь
при этом в рамках идиллического хронотопа, то есть стремится воспитать читателя, нежели описать
процесс становления героев. В связи с этим роман «История красного знамени» можно назвать
идиллией борьбы. |
Просмотров: 509; |