Научный журнал
|
ISSN 2542-1077 (Print) ISSN 1994-5973 (Online) |
Литературоведение |
ЖИТЕНЕВ АЛЕКСАНДР АНАТОЛЬЕВИЧ | Воронежский государственный университет |
Ключевые слова: К. Батюшков современная русская поэзия художественная рецепция литературный канон поэтология миф |
Аннотация: Рубеж XX–XXI веков в русской поэзии – период активного пересмотра параметров поэтического
текста, при этом в дискуссиях о поэзии важную роль имеет взаимодействие с литературным кано-
ном. Разделенность русской литературы XX века на советскую и эмигрантскую, подцензурную
и неподцензурную обусловила появление целого ряда альтернативных прочтений классики.
Восприятие К. Батюшкова является одним из самых показательных примеров такого рода. В статье
исследуются варианты взаимодействия поэтов 1970–х – 2000-х годов с батюшковским мифом.
Обобщая наблюдения, можно отметить несколько общих принципов рецепции творчества
К. Батюшкова в русской поэзии: неразделимость биографических свидетельств о поэте и его тек-
стов; опосредованность восприятия творчества К. Батюшкова актуальным для современного поэта
кругом литературных ассоциаций; включение батюшковского мотивного ряда в собственный эсте-
тический код. Установлено, что в рецепции творчества К. Батюшкова существуют четыре продук-
тивные линии: Батюшков оказывается первообразом поэта как такового, рассматривается как «по-
граничная» фигура, посредник между земным и запредельным; в некоторых контекстах он
интерпретируется как поэт-«путешественник»; с его «пограничностью» соотносятся также мотивы
смертности и «реинкарнации» поэтического слова. В новейшей поэтологии «русский Гельдерлин»,
таким образом, становится важной фигурой, не только и не столько культурным мифом о «поэте-безумце», сколько значимостью феномена «другого канона». |
Просмотров: 491; |