Научный журнал
|
ISSN 2542-1077 (Print) ISSN 1994-5973 (Online) |
Этнология, антропология и этнография |
ГОЛОВНЕВ ИВАН АНДРЕЕВИЧ | Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого (Кунсткамера) Российской академии наук |
Ключевые слова: этнографическое кино визуальная антропология Леонид Капица ненцы |
Аннотация: Визуально-антропологические опыты в России имеют более чем вековую историю, отразившуюся,
в частности, в корпусе советских этнографических фильмов 1920–1930-х годов. Данная статья, осно-
ванная на текстовых и визуальных материалах, задается целью введения в научный оборот инфор-
мации об этнофильме «По берегам и островам Баренцева моря» (1929) одного из первопроходцев
этнографического кино, профессионального исследователя Л. Л. Капицы как многослойном визу-
ально-антропологическом документе. Анализируя архивные данные и изданные свидетельства со-
временников, автор статьи прослеживает эволюцию творчества Л. Л. Капицы в связи с параллель-
ными процессами в государственной национально-культурной политике и в этнографической науке.
В силу специфики немого кино итоговый фильм «По берегам и островам Баренцева моря» представ-
ляет собой своеобразный кинотекст, состоящий из примерно равнозначного количества перемежа-
ющихся в повествовании кинокадров и текстовых титров. А потому методом анализа фильма как
визуально-текстового произведения явилась его исследовательская расшифровка – представление
в виде кинотекста. Исходя из рассмотрения фильма в социально-историческом контексте, делаются
выводы о феномене этнографического фильма как эффективной форме исследовательского позна-
ния, позволяющего зафиксировать культуры снимаемого и снимающего и транслировать во време-
ни не только фактические события, но и их столь важный для антропологического изучения образно-
эмоциональный контекст, а также о потенциале кино как информативного исторического
источника. |
Просмотров: 434; |