ГОЛОВНЕВ И. А. КИНОЭТНОГРАФИЯ ЛЕОНИДА КАПИЦЫ (на примере фильма «По берегам и островам Баренцева моря») // Учёные записки Петрозаводского государственного университета. 2019. № 6 (183), С. 100–106. URL: https://uchzap.petrsu.ru//journal/article.php?id=378. DOI: 10.15393/uchz.art.2019.378


Этнология, антропология и этнография


КИНОЭТНОГРАФИЯ ЛЕОНИДА КАПИЦЫ (на примере фильма «По берегам и островам Баренцева моря»)

ГОЛОВНЕВ
ИВАН АНДРЕЕВИЧ
Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого (Кунсткамера) Российской академии наук
Ключевые слова:
этнографическое кино
визуальная антропология
Леонид Капица
ненцы
Аннотация: Визуально-антропологические опыты в России имеют более чем вековую историю, отразившуюся, в частности, в корпусе советских этнографических фильмов 1920–1930-х годов. Данная статья, осно- ванная на текстовых и визуальных материалах, задается целью введения в научный оборот инфор- мации об этнофильме «По берегам и островам Баренцева моря» (1929) одного из первопроходцев этнографического кино, профессионального исследователя Л. Л. Капицы как многослойном визу- ально-антропологическом документе. Анализируя архивные данные и изданные свидетельства со- временников, автор статьи прослеживает эволюцию творчества Л. Л. Капицы в связи с параллель- ными процессами в государственной национально-культурной политике и в этнографической науке. В силу специфики немого кино итоговый фильм «По берегам и островам Баренцева моря» представ- ляет собой своеобразный кинотекст, состоящий из примерно равнозначного количества перемежа- ющихся в повествовании кинокадров и текстовых титров. А потому методом анализа фильма как визуально-текстового произведения явилась его исследовательская расшифровка – представление в виде кинотекста. Исходя из рассмотрения фильма в социально-историческом контексте, делаются выводы о феномене этнографического фильма как эффективной форме исследовательского позна- ния, позволяющего зафиксировать культуры снимаемого и снимающего и транслировать во време- ни не только фактические события, но и их столь важный для антропологического изучения образно- эмоциональный контекст, а также о потенциале кино как информативного исторического источника.




Просмотров: 315;