КОСТЮК Н. А. НАУЧНОЕ И ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ПОСТИЖЕНИЕ МИРА В ПРОЗЕ В. СОЛОУХИНА // Учёные записки Петрозаводского государственного университета. 2019. № 5 (182), С. 55–60. URL: https://uchzap.petrsu.ru//journal/article.php?id=352. DOI: 10.15393/uchz.art.2019.352


Языкознание


НАУЧНОЕ И ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ПОСТИЖЕНИЕ МИРА В ПРОЗЕ В. СОЛОУХИНА

КОСТЮК
НИНА АЛЕКСАНДРОВНА
Санкт-Петербургский государственный университет
Ключевые слова:
термин
детерминологизация
художественный тип значения слова
проза В. Солоухина
художественный образ
Аннотация: Своеобразие стилистики творчества В. Солоухина заключается в том, что писатель в произведениях о природе популярно излагает различные научные теории, используя лексику научного языка в ху- дожественной ткани повествования. Анализ образов мира природы в произведениях В. Солоухина позволяет сделать вывод о том, что в тексте заключена полемика автора с абсолютом научного по- стижения мира, что проявляется, с одной стороны, в процессе детерминологизации слова, при кото- ром нарушаются привычные языковые связи, а с другой – в иронической окраске контекстов. Наряду с детерминологизацией слова в прозе В. Солоухина столкновение двух типов повествования – на- учного и художественного ‒ происходит при одновременном контекстуальном употреблении функ- циональных синонимов, что рождает экспрессию словесных микрообразов. Одним из центральных образов, раскрывающих эстетические воззрения автора на природу, является образ дерева. В статье представлен анализ функционирования лексемы «дерево» в произведениях В. Солоухина «Третья охота» и «Трава», а также выявлены признаки, формирующие художественное значение слова в ин- дивидуально-авторской системе писателя. Номинативное употребление слова «дерево» проявляет свою художественную специфику в текстовых коннотациях: ‘таинственный, загадочно красивый’ объект природы, что раскрывает центральную идею произведений В. Солоухина ‒ чуда как удиви- тельной красоты живых растений.




Просмотров: 303;