Научный журнал
|
ISSN 2542-1077 (Print) ISSN 1994-5973 (Online) |
Языкознание |
КОСТЮК НИНА АЛЕКСАНДРОВНА | Санкт-Петербургский государственный университет |
Ключевые слова: термин детерминологизация художественный тип значения слова проза В. Солоухина художественный образ |
Аннотация: Своеобразие стилистики творчества В. Солоухина заключается в том, что писатель в произведениях
о природе популярно излагает различные научные теории, используя лексику научного языка в ху-
дожественной ткани повествования. Анализ образов мира природы в произведениях В. Солоухина
позволяет сделать вывод о том, что в тексте заключена полемика автора с абсолютом научного по-
стижения мира, что проявляется, с одной стороны, в процессе детерминологизации слова, при кото-
ром нарушаются привычные языковые связи, а с другой – в иронической окраске контекстов. Наряду
с детерминологизацией слова в прозе В. Солоухина столкновение двух типов повествования – на-
учного и художественного ‒ происходит при одновременном контекстуальном употреблении функ-
циональных синонимов, что рождает экспрессию словесных микрообразов. Одним из центральных
образов, раскрывающих эстетические воззрения автора на природу, является образ дерева. В статье
представлен анализ функционирования лексемы «дерево» в произведениях В. Солоухина «Третья
охота» и «Трава», а также выявлены признаки, формирующие художественное значение слова в ин-
дивидуально-авторской системе писателя. Номинативное употребление слова «дерево» проявляет
свою художественную специфику в текстовых коннотациях: ‘таинственный, загадочно красивый’
объект природы, что раскрывает центральную идею произведений В. Солоухина ‒ чуда как удиви-
тельной красоты живых растений. |
Просмотров: 422; |