Научный журнал
|
ISSN 2542-1077 (Print) ISSN 1994-5973 (Online) |
Языкознание |
ПАТРОЕВА НАТАЛЬЯ ВИКТОРОВНА | Петрозаводский государственный университет |
Ключевые слова: пейзажная лирика синтактика образа северная тема в русской поэзии финские и карельские мотивы северный пейзаж |
Аннотация: периода. Рассматривается синтактика образов финской и карельской природы. Синтактика образа
понимается автором статьи как используемые поэтами модели тропообразования. Актуальность
темы статьи определяется растущим в новейшей филологии интересом к исторической поэтике
и герменевтике художественного текста. Новизна исследования обусловлена введением термина
«синтактика» и разработкой методики лингвопоэтического анализа пейзажных зарисовок в аспекте
построения образных парадигм художественного пространства. Цель работы заключается в иссле-
довании моделей тропообразования (синтактики образов) на материале «северной» темы в русской
литературе. Анализируемые в рамках статьи стихи Е. Баратынского, П. Вяземского, А. Пушкина,
А. Бестужева-Марлинского, В. Бенедиктова, Н. Языкова, Н. Коншина, Ф. Глинки на «северную»
тему содержат приметы «оссианического» пейзажа, мотивы воспоминания, богатую метафорику
и широкие интертекстуальные связи. С образом Финляндии в русском поэтическом сознании ро-
мантической эпохи прежде всего связываются мотивы бурного моря, гранитных скал, вечного, не-
изменного покоя, а также героический эпос скальдов и подвиги героев «полночной страны», то есть
особая северная, «оссиановская» мифопоэтика. В произведениях, посвященных карельской теме,
преобладают пейзажные зарисовки скал и лесов над озером, образ водопада. Традиция упоминать
петровские преобразования в связи с северной темой из романтической лирики почти совершенно
уходит. Вследствие этого более богат культурно-историческими ассоциациями в романтической по-
эзии оказывается образ не Карелии, а Финляндии. Разработка «финской» и «карельской» тем отли-
чается и по синтактике (построению) самих образов двух северных областей: при описании
Финляндии поэты чаще прибегают к модели минимального контекста атрибутивно-именного сло-
восочетания, легко усваиваемого поэтической традицией в качестве формул-клише, в то время как
живописание карельских просторов строится преимущественно в моделях предикативных, путем
введения не отдельных деталей или упоминания экзотических феноменов, а пространных описа-
ний, с целым набором пейзажных ситуаций. Кстати, подобная архитектоника образов Финляндии
и Карелии, как кажется, нацелена и на подчеркивание панхронизма и неизменности при изображении финского мира (застывшая мифическая древность) и, напротив, происходящей на глазах лирического героя «здесь» и «сейчас» жизни карельской природы. |
Просмотров: 449; |