СКОРОПАДСКАЯ А. А. ВОПРОС О КЛАССИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ В ПУБЛИЦИСТИЧЕСКОМ ОСМЫСЛЕНИИ Ф. ДОСТОЕВСКОГО // Учёные записки Петрозаводского государственного университета. 2019. № 5 (182), С. 25–30. URL: https://uchzap.petrsu.ru//journal/article.php?id=347. DOI: 10.15393/uchz.art.2019.347


Литературоведение


ВОПРОС О КЛАССИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ В ПУБЛИЦИСТИЧЕСКОМ ОСМЫСЛЕНИИ Ф. ДОСТОЕВСКОГО

СКОРОПАДСКАЯ
АННА АЛЕКСАНДРОВНА
Петрозаводский государственный университет
Ключевые слова:
Ф. М. Достоевский
журнал «Время»
журнал «Эпоха»
журнал «Гражданин»
классическое образование
реальное образование
Аннотация: Рассматривается освещение спора о классическом и реальном образовании в журналах «Время», «Эпоха» и «Гражданин» в период работы в них Ф. М. Достоевского. В аспекте заявленной темы впервые анализируются не только публицистические тексты самого Достоевского, но и тексты, под- вергавшиеся его редакторской оценке. Актуальность этого обусловливается необходимостью про- яснения литературно-публицистического контекста, в который Достоевский был погружен в силу личных интересов и профессиональных обязанностей. Цель исследования – проанализировать ав- торские позиции по отношению к классическому образованию в публикациях журналов «Время», «Эпоха» и «Гражданин» и прояснить позицию Достоевского по данному вопросу в соответствии с выявленным контекстом. Проведенный при помощи сопоставительного метода анализ публика- ций, посвященных исследуемой тематике, выявляет основные идейные позиции, высказываемые авторами статей. При всей их внешней разности (высказывания в пользу реального образования, критика или восхваление образования классического) проявляется и объединяющее все эти пози- ции убеждение в необходимости приведения содержания образования в соответствие с пользой и потребностями современного общества. Во многом соглашаясь с этим, Достоевский выдвигает свою идею: не отвергая классическое образование вовсе, писатель находит нужным не копировать слепо европейский опыт, а перенимать его на собственную, русскую, почву, ориентируясь прежде всего на свою национальную культуру и историю. Кроме того, именно классическое образование способно противостоять утилитаризму и практицизму, распространяющимся в обществе, так как оно обращено к непреходящей ценности – формированию многогранной и целостной личности. Таким образом, публицистическая тематика становится для Достоевского не просто реакцией на злобу дня, а обращением к философским, вечным вопросам, которые он осмысливает сам и предлагает осмыслить читателю.




Просмотров: 264;