Научный журнал
|
ISSN 2542-1077 (Print) ISSN 1994-5973 (Online) |
Литературоведение |
СКОРОПАДСКАЯ АННА АЛЕКСАНДРОВНА | Петрозаводский государственный университет |
Ключевые слова: Ф. М. Достоевский журнал «Время» журнал «Эпоха» журнал «Гражданин» классическое образование реальное образование |
Аннотация: Рассматривается освещение спора о классическом и реальном образовании в журналах «Время»,
«Эпоха» и «Гражданин» в период работы в них Ф. М. Достоевского. В аспекте заявленной темы
впервые анализируются не только публицистические тексты самого Достоевского, но и тексты, под-
вергавшиеся его редакторской оценке. Актуальность этого обусловливается необходимостью про-
яснения литературно-публицистического контекста, в который Достоевский был погружен в силу
личных интересов и профессиональных обязанностей. Цель исследования – проанализировать ав-
торские позиции по отношению к классическому образованию в публикациях журналов «Время»,
«Эпоха» и «Гражданин» и прояснить позицию Достоевского по данному вопросу в соответствии
с выявленным контекстом. Проведенный при помощи сопоставительного метода анализ публика-
ций, посвященных исследуемой тематике, выявляет основные идейные позиции, высказываемые
авторами статей. При всей их внешней разности (высказывания в пользу реального образования,
критика или восхваление образования классического) проявляется и объединяющее все эти пози-
ции убеждение в необходимости приведения содержания образования в соответствие с пользой
и потребностями современного общества. Во многом соглашаясь с этим, Достоевский выдвигает
свою идею: не отвергая классическое образование вовсе, писатель находит нужным не копировать
слепо европейский опыт, а перенимать его на собственную, русскую, почву, ориентируясь прежде
всего на свою национальную культуру и историю. Кроме того, именно классическое образование
способно противостоять утилитаризму и практицизму, распространяющимся в обществе, так как
оно обращено к непреходящей ценности – формированию многогранной и целостной личности.
Таким образом, публицистическая тематика становится для Достоевского не просто реакцией на злобу дня, а обращением к философским, вечным вопросам, которые он осмысливает сам и предлагает осмыслить читателю. |
Просмотров: 375; |