КОНККА А. ЕЛЬ КАК ДЕРЕВО ЛЕСНЫХ ДУХОВ В ТРАДИЦИОННЫХ ВЕРОВАНИЯХ И ОБРЯДАХ КАРЕЛ И НАСЕЛЕНИЯ СОПРЕДЕЛЬНЫХ ТЕРРИТОРИЙ // Учёные записки Петрозаводского государственного университета. 2019. № 4 (181), С. 103–108. URL: https://uchzap.petrsu.ru//journal/article.php?id=337. DOI: 10.15393/uchz.art.2019.337


Этнология, антропология и этнография


ЕЛЬ КАК ДЕРЕВО ЛЕСНЫХ ДУХОВ В ТРАДИЦИОННЫХ ВЕРОВАНИЯХ И ОБРЯДАХ КАРЕЛ И НАСЕЛЕНИЯ СОПРЕДЕЛЬНЫХ ТЕРРИТОРИЙ

КОНККА
АЛЕКСЕЙ
Карельский научный центр Российской Академии наук
Ключевые слова:
Европейский Север
карелы
верования
дух леса Тапио
жертвоприношения
охотничьи и скотоводческие обряды
лечебная магия
Аннотация: Цель исследования, включая опубликованную ранее первую часть, – показать роль, которую зани- мала ель в карельской мифологии и обрядности, в частности ипостась мирового древа, жертвенное дерево семьи и рода и главное дерево потустороннего мира. Подобный анализ материала происхо- дит впервые. Задачей статьи является поиск доказательств тезиса «ель – дерево духа леса». В Карелии, а также в Восточной Финляндии был известен дух леса под именем Тапио (Tapio), хозяин лесных зверей, к которому охотники обращались с просьбами об удаче. В качестве алтаря выбиралось осо- бое дерево – ель с плоской вершиной («стол Тапио»). В начале охотничьего сезона в некоторых мест- ностях следовало произнести заговор и принести Тапио жертву в виде ржаной лепешки, муки или воды из ключа, которые клали или выливали на «стол Тапио». Ветку с «ели Тапио» охотники на медведя носили с собой во время «обхода», заставляя зверя устроиться на зиму внутри определенно- го охотниками круга. Ель Тапио использовали также при лечении скота и охранении молодоженов от порчи. Для нужд умилостивления «лесной силы» (в том числе при лечении болезней) могли ис- пользовать любую ель или еловую хвою, помогающую от сглаза. Одним из выводов данного иссле- дования является то, что чаще всего в рассказах карел и населения Европейского Севера в связи с лесными духами фигурирует ель. Ель выступает в качестве жилища лешего; унесенных лешим людей находят под елью; мох, растущий на ели, называют бородой лешего; а сам леший в быличках превращается в ель.




Просмотров: 408;