Научный журнал
|
ISSN 2542-1077 (Print) ISSN 1994-5973 (Online) |
Этнология, антропология и этнография |
КОНККА АЛЕКСЕЙ | Карельский научный центр Российской Академии наук |
Ключевые слова: Европейский Север карелы верования дух леса Тапио жертвоприношения охотничьи и скотоводческие обряды лечебная магия |
Аннотация: Цель исследования, включая опубликованную ранее первую часть, – показать роль, которую зани-
мала ель в карельской мифологии и обрядности, в частности ипостась мирового древа, жертвенное
дерево семьи и рода и главное дерево потустороннего мира. Подобный анализ материала происхо-
дит впервые. Задачей статьи является поиск доказательств тезиса «ель – дерево духа леса». В Карелии,
а также в Восточной Финляндии был известен дух леса под именем Тапио (Tapio), хозяин лесных
зверей, к которому охотники обращались с просьбами об удаче. В качестве алтаря выбиралось осо-
бое дерево – ель с плоской вершиной («стол Тапио»). В начале охотничьего сезона в некоторых мест-
ностях следовало произнести заговор и принести Тапио жертву в виде ржаной лепешки, муки или
воды из ключа, которые клали или выливали на «стол Тапио». Ветку с «ели Тапио» охотники на
медведя носили с собой во время «обхода», заставляя зверя устроиться на зиму внутри определенно-
го охотниками круга. Ель Тапио использовали также при лечении скота и охранении молодоженов
от порчи. Для нужд умилостивления «лесной силы» (в том числе при лечении болезней) могли ис-
пользовать любую ель или еловую хвою, помогающую от сглаза. Одним из выводов данного иссле-
дования является то, что чаще всего в рассказах карел и населения Европейского Севера в связи
с лесными духами фигурирует ель. Ель выступает в качестве жилища лешего; унесенных лешим
людей находят под елью; мох, растущий на ели, называют бородой лешего; а сам леший в быличках
превращается в ель. |
Просмотров: 575; |