МЕНЬЩИКОВА М. К. «KÜNSTLERDRAMA» В НЕМЕЦКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 30–70-х ГОДОВ XIX ВЕКА // Учёные записки Петрозаводского государственного университета. 2019. № 1 (178), С. 30–34. URL: https://uchzap.petrsu.ru//journal/article.php?id=266. DOI: 10.15393/uchz.art.2019.266


Литературоведение


«KÜNSTLERDRAMA» В НЕМЕЦКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 30–70-х ГОДОВ XIX ВЕКА

МЕНЬЩИКОВА
МАРИЯ КОНСТАНТИНОВНА
Национальный исследовательский Нижегород- ский государственный университет имени Н. И. Лобачевского
Ключевые слова:
жанр
немецкая литература XIX века
«драма о художнике» (Künstlerdrama)
Аннотация: Рассматриваются специфические жанровые составляющие «драмы о художнике» (Künstlerdrama) на материале произведений немецкой литературы XIX века. Указывается, что особенности конфликта, сюжета и образов формируются в непосредственной зависимости от исторических и политических событий рассматриваемого периода. Подчеркивается взаимосвязь жанра «Künstlerdrama» с истори- ческой драмой в аспекте реконструкции «частного» исторического события, то есть фрагмента жиз- ни реального исторического лица. Автор статьи обращается к произведениям таких немецких и ав- стрийских авторов 30–70 годов XIX века, как Г. Бюхнер, Т. Д. Граббе, Ф. Геббель, К. Гуцков, Р. Вагнер, Г. Лаубе, Ф. Грильпарцер, К. Иммерман, Ф. Хальм, К. фон Хольтей. Делаются выводы о том, что, во-первых, немецкоязычная «Künstlerdrama» 30–70 годов XIX века на разных уровнях художествен- ного целого отражает политические, идеологические и эстетические аспекты; во-вторых, выбор исторического прототипа не ограничен определенной эпохой, что подчеркивает универсальность образа гения, однако следует отметить усиление интереса к образам собственно немецких новато- ров в области литературы и театра. В-третьих, в качестве «punctum saliens» драмы выбирается клю- чевой момент в процессе становления художника или катастрофа в его жизни (например, для Петрарки К. Иммермана – это встреча с Лаурой, для Шиллера Г. Лаубе – бегство из Штутгарта и по- становка «Разбойников»). В-четвертых, соотношение категорий «искусство» и «мир» выражается в трех аспектах: политическом (художник и власть), социально-бытовом (художник и общество, художник и быт) и любовном. Наконец, «Künstlerdrama» всегда имеет эстетическую составляющую, включающую авторскую концепцию творчества или литературную полемику.




Просмотров: 499;