КОНККА А. ЕЛЬ С ЗОЛОТОЙ ВЕРШИНОЙ, ИЛИ ДЕРЕВО ПРЕДКОВ (материалы по карельской мифологии и обрядности) // Учёные записки Петрозаводского государственного университета. 2018. № 7 (176). URL: https://uchzap.petrsu.ru//journal/article.php?id=238. DOI: 10.15393/uchz.art.2018.238


Этнология, антропология и этнография


ЕЛЬ С ЗОЛОТОЙ ВЕРШИНОЙ, ИЛИ ДЕРЕВО ПРЕДКОВ (материалы по карельской мифологии и обрядности)

КОНККА
АЛЕКСЕЙ
Карельский научный центр Российской академии наук
Ключевые слова:
карельский эпос
"ель с золотой вершиной"
ель как родовое жертвенное дерево
еловые рощи - карельские кладбища
ель - дерево потустороннего мира
Аннотация: Статья посвящена роли ели в карельских народных представлениях и обрядах. В карельской эпической поэзии "ель с золотой вершиной" имеет признаки Мирового древа и связана с основными героями эпоса - Вяйнямёйненом и Илмариненом. Ель - место рождения первозверей (под елью рождаются медведь и другие звери, а на ели - куница и кукушка, обе - с золотыми грудками). Ель в народной традиции, по материалам XIX в., чаще других деревьев выступает как жертвенное дерево рода и семьи, то есть в качестве дерева предков. В то же время ель - главное дерево потустороннего мира, что подтверждается тем, что старые карельские кладбища были ельниками. «Погребальная» семантика ели, вероятно, имеет глубокие исторические корни, что подтверждает сравнение с верованиями родственных карелам народов, а ветви ели в похоронном обряде оказываются вместилищем души умершего. На деревенских кладбищах и в жертвенных рощах происходили совместные ритуальные действа, где в том числе приносили в жертву животных. Таким образом, здесь соединялось почитание умерших предков и природных духов-хозяев.




Просмотров: 440;