Научный журнал
|
ISSN 2542-1077 (Print) ISSN 1994-5973 (Online) |
Этнология, антропология и этнография |
КОНККА АЛЕКСЕЙ | Карельский научный центр Российской академии наук |
Ключевые слова: карельский эпос "ель с золотой вершиной" ель как родовое жертвенное дерево еловые рощи - карельские кладбища ель - дерево потустороннего мира |
Аннотация: Статья посвящена роли ели в карельских народных представлениях и обрядах. В карельской эпической поэзии "ель с золотой вершиной" имеет признаки Мирового древа и связана с основными героями эпоса - Вяйнямёйненом и Илмариненом. Ель - место рождения первозверей (под елью рождаются медведь и другие звери, а на ели - куница и кукушка, обе - с золотыми грудками). Ель в народной традиции, по материалам XIX в., чаще других деревьев выступает как жертвенное дерево рода и семьи, то есть в качестве дерева предков. В то же время ель - главное дерево потустороннего мира, что подтверждается тем, что старые карельские кладбища были ельниками. «Погребальная» семантика ели, вероятно, имеет глубокие исторические корни, что подтверждает сравнение с верованиями родственных карелам народов, а ветви ели в похоронном обряде оказываются вместилищем души умершего. На деревенских кладбищах и в жертвенных рощах происходили совместные ритуальные действа, где в том числе приносили в жертву животных. Таким образом, здесь соединялось почитание умерших предков и природных духов-хозяев. |
Просмотров: 440; |