Научный журнал
|
ISSN 2542-1077 (Print) ISSN 1994-5973 (Online) |
Историография, источниковедение, методы исторического исследования |
ЕРЕМИН АЛЕКСАНДР ИВАНОВИЧ | Орловский государственный университет |
Ключевые слова: абитуриенты экстерны испытания зрелости делопроизводственные материалы автобиография источниковедение историографии обыденное историческое мышление фрагментарность памяти историческая точка зрения историческая перспектива |
Аннотация: Активизация изучения исторической культуры способствует формированию новых проблемных полей и поиску новых источников изучения. Использование методик источниковедения историографии для изучения исторического сознания показало информационный потенциал учебных сочинений (рефератов) исторического содержания. Это обращает внимание на жизнеописания (автобиографии) экстернов, представлявшиеся для прохождения испытаний зрелости (выпускных экзаменов) в гимназии.
Выявлен образ обыденного исторического мышления в автобиографии экстерна А. Ф. Диесперова (1903) Источниковедческое изучение условий порождения автобиографии позволило отнести ее к делопроизводственной документации. Не предписанное делопроизводственными нормами использование исторических понятий в процессе самоопределения экстерна рассматривается в качестве феномена обыденного исторического мышления. Установлено, что употребление экстерном понятий «историческая точка зрения», «историческая перспектива», представлений о разных режимах времени были привычным способом его мыслительной деятельности. Зафиксированная в автобиографии совокупность понятий исторического характера является достоверным образом исторического мышления автора. На этом основании высказывается предположение, что значение автобиографий экстернов в корпусе источников изучения исторической культуры нового времени определяет сочетание в них свойств делопроизводственной документации и источников личного происхождения, что позволяет обоснованно отделять мыслительную деятельность от имитирующих ее практик. |
Просмотров: 404; |