СОЛОДКИН Я. Г. МИТРОПОЛИТ ТОБОЛЬСКИЙ ПАВЕЛ И СИБИРСКОЕ ЛЕТОПИСАНИЕ КОНЦА XVII ВЕКА* // Учёные записки Петрозаводского государственного университета. 2018. № 5 (174). URL: https://uchzap.petrsu.ru//journal/article.php?id=167. DOI: 10.15393/uchz.art.2018.167


Отечественная история


МИТРОПОЛИТ ТОБОЛЬСКИЙ ПАВЕЛ И СИБИРСКОЕ ЛЕТОПИСАНИЕ КОНЦА XVII ВЕКА*

СОЛОДКИН
ЯНКЕЛЬ ГУТМАНОВИЧ
Нижневартовский го- сударственный университет
Ключевые слова:
Митрополит Тобольский Павел I
Сибирский летописный свод
Книга записная
Головинская и Нарыш- кинская редакции Сибирского летописного свода
летописные сообщения о деятельности митрополита Павла
известия ле- тописного свода о церковном строительстве и самосожжениях раскольников
Аннотация: Целью исследования является раскрытие роли тобольского митрополита Павла I (ранее о ней гово- рилось лишь предположительно) в развитии сибирского летописания, которое велось при предше- ственнике этого владыки Корнилии, а скорее всего и прежде. В задачи статьи входит определение редакций Сибирского летописного свода, возможно, сложившихся в бытность Павла I главой Тобольского архиерейского дома (1678–1692 годы), и круга повременных записей, отражающих судьбы владычной кафедры той поры, – записей, не исключено, появившихся при участии этого «святителя». Методами исследования служат выявление летописных известий, обнаруживающих интерес к деятельности митрополита Павла, их атрибуция книжникам, входившим в окружение этого владыки, и установление редакций Сибирского летописного свода, которые содержат наибо- лее значительные пласты соответствующих известий. В результате исследования определено, что внимание к деятельности Павла ощутимо в Книге записной и двух последующих редакциях этого свода – Головинской и Нарышкинской. Летописцы, в частности, сообщали о поездках этого владыки в Москву, наказаниях им воевод М. В. и И. В. Приклонских, перенесении «святителем» в Успенский Софийский собор останков архиепископов Макария и Герасима, митрополита Корнилия, «поставле- нии» Павлом (с наделением белой шапкой) архимандрита енисейского Спасского монастыря Матфея, освящении архиереем храмов, его предсмертной болезни и кончине. Десятки записей отведены в Головинской и Нарышкинской редакциях свода церковному строительству и доставке из Москвы колоколов; он запечатлел и немало случаев старообрядческих «гарей». Соответствующие известия, появлявшиеся иногда по горячим следам событий, есть основания возвести к двум летописным со- чинениям, одно из которых стало источником Книги записной, а второе, подчас менее обстоятель- ное, – Головинской и Нарышкинской редакций свода. Оба эти произведения заметно отличаются по составу статей. Сообщения Книги записной о длительной болезни митрополита (после перенесения им в освященную накануне Успенскую соборную церковь останков прежних сибирских владык и перед смертью), его возвращении из Москвы в Тобольск 2 января 1683 и 20 марта 1687 годов можно приписать очевидцам, скорее всего лицам, близким к Павлу I, как и запись из Головинской редакции свода о перипетиях строительства каменного Успенского собора. В конце XVII века Тобольский ар- хиерейский дом оставался центром летописания, которое одновременно велось и в воеводской «избе» «царствующего града» Сибирской страны».




Просмотров: 301;