БЕЛОВ В. А. РЕАЛИЗАЦИЯ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ПОДХОДОВ К СИНОНИМИИ В МЕТОДИКЕ РУССКОГО ЯЗЫКА // Учёные записки Петрозаводского государственного университета. 2018. № 1 (170). URL: https://uchzap.petrsu.ru//journal/article.php?id=16. DOI: 10.15393/uchz.art.2018.16


Языкознание


РЕАЛИЗАЦИЯ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ПОДХОДОВ К СИНОНИМИИ В МЕТОДИКЕ РУССКОГО ЯЗЫКА

БЕЛОВ
В. А.
Череповецкий государственный университет
Ключевые слова:
синонимия
изучение синонимов в школе
взаимозаменяемость
словарь синонимов
прагматика
психо- лингвистика
Аннотация: В задачи работы входит анализ существующих в языкознании подходов к лексической синонимии, а также анализ того, как эти подходы реализованы в методике преподавания русского языка. Актуальность исследования связана с тем, что синонимия относится к одной из центральных тем школьного языкового образования. Новизна заключается в том, что в работе впервые проанализиро- ваны современные подходы к синонимии в лингвистике, выявлены их преимущества и недостатки. В лингвистике выделяются пять подходов к синонимии: денотативный (предполагающий тождество внеязыковой действительности); традиционный (рассматривающий синонимы как слова с тожде- ственным или близким значением); структурный (формулирующий формальные требования к сино- нимии); прагматический (учитывающий функциональную природу синонимии) и психолингвисти- ческий (трактующий синонимию как близость значения в лексиконе носителя языка). Несмотря на то что в лингвистике традиционный подход подвергается разносторонней критике, в методике препо- давания русского языка только он реализован в полной мере. Предполагается, что отход от традиционного подхода позволит расширить традиционные рамки синонимии, что соответствует интуитивным представлениям школьников о синонимах.




Просмотров: 476;