Научный журнал
|
ISSN 2542-1077 (Print) ISSN 1994-5973 (Online) |
Языкознание |
БЕЛОВ В. А. | Череповецкий государственный университет |
Ключевые слова: синонимия изучение синонимов в школе взаимозаменяемость словарь синонимов прагматика психо- лингвистика |
Аннотация: В задачи работы входит анализ существующих в языкознании подходов к лексической синонимии,
а также анализ того, как эти подходы реализованы в методике преподавания русского языка.
Актуальность исследования связана с тем, что синонимия относится к одной из центральных тем
школьного языкового образования. Новизна заключается в том, что в работе впервые проанализиро-
ваны современные подходы к синонимии в лингвистике, выявлены их преимущества и недостатки.
В лингвистике выделяются пять подходов к синонимии: денотативный (предполагающий тождество
внеязыковой действительности); традиционный (рассматривающий синонимы как слова с тожде-
ственным или близким значением); структурный (формулирующий формальные требования к сино-
нимии); прагматический (учитывающий функциональную природу синонимии) и психолингвисти-
ческий (трактующий синонимию как близость значения в лексиконе носителя языка). Несмотря на то
что в лингвистике традиционный подход подвергается разносторонней критике, в методике препо-
давания русского языка только он реализован в полной мере. Предполагается, что отход от традиционного подхода позволит расширить традиционные рамки синонимии, что соответствует интуитивным представлениям школьников о синонимах. |
Просмотров: 476; |