ПЕТРОВА З. Ю., ФАТЕЕВА Н. А. КАТЕГОРИЯ РОДА ПРИ ОЛИЦЕТВОРЕНИИ: ОБРАЗНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ СМЕРТИ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ // Учёные записки Петрозаводского государственного университета. 2018. № 4 (173). URL: https://uchzap.petrsu.ru//journal/article.php?id=158. DOI: 10.15393/uchz.art.2018.158


Языкознание


КАТЕГОРИЯ РОДА ПРИ ОЛИЦЕТВОРЕНИИ: ОБРАЗНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ СМЕРТИ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

ПЕТРОВА
ЗОЯ ЮРЬЕВНА
Институт русского языка имени В. В. Виноградова РАН
ФАТЕЕВА
НАТАЛЬЯ АЛЕКСАНДРОВНА
Институт русского языка имени В. В. Виноградова РАН
Ключевые слова:
олицетворение
грамматический род
признак пола
смерть
семантические группы
персонификатор
русская литература
Аннотация: В статье развиваются идеи, заложенные в новаторской статье Я. И. Гина «Поэтика грамматического рода», а именно анализируется совпадение и несовпадение грамматического рода и пола персонифи- цируемой сущности и персонификатора. В этом отношении исследуются случаи олицетворения «смерти» в русской прозе и поэзии XIX–ХХ веков и выделяются семантические группы персонифи- каторов «смерти». Рассмотрение основных семантических групп показывает, что соотношение в них слов женского и мужского рода различно. Хотя в целом можно заключить, что персонифицированная смерть предстает в литературе в женском образе, некоторые группы содержат довольно значитель- ное число наименований мужского рода. Это группы, включающие в себя обозначения, связанные с мужскими ролями в обществе – наименования «воинственных» ролей: витязь, стрелок, солдат; профессий, связанных с охотой и убиением: ловец, мясник, палач; наименование всадник, связанное с библейским контекстом. В тех классах, где преобладают обозначения, относящиеся к женскому роду, также встречаются единичные наименования мужского рода, например мужчина, старик, отец. Их употребление маркировано и ощущается как контрастное по отношению к традиционному. На протяжении рассмотренного временного периода наблюдается эволюция класса персонификато- ров смерти: если в начале XIX века он включал ограниченный круг наименований: тать, вор, ловец, витязь, стрелок, то в ХХ веке он пополняется значительным количеством обозначений различных профессий, занятий и ролей: кузнец, рабочий, трубач, крупье, землемерша, подрядчица и др. В поэзии конца ХХ века образ смерти приобретает все более современные черты. При сборе материала исполь- зовался Национальный корпус русского языка, его основной и поэтический подкорпусы.




Просмотров: 251;