СУЛЕЙМАНОВА О. А. КОЛЬСКИЕ СААМЫ И ЭТНОТУРИЗМ: ТЕНДЕНЦИИ И ПРОБЛЕМЫ // Учёные записки Петрозаводского государственного университета. 2025. Том 47, № 8, С. 115–123. URL: https://uchzap.petrsu.ru//journal/article.php?id=1257. DOI: 10.15393/uchz.art.2025.1257


Этнология, антропология и этнография


КОЛЬСКИЕ СААМЫ И ЭТНОТУРИЗМ: ТЕНДЕНЦИИ И ПРОБЛЕМЫ

СУЛЕЙМАНОВА
ОЛЕСЯ АНАТОЛЬЕВНА
Центр гуманитарных проблем Баренц региона – филиал Федерального государственного бюджетного учреждения науки Федеральный исследовательский центр «Кольский научный центр Российской академии наук»
Ключевые слова:
кольские саамы
этнотуризм
Мурманская область
репрезентация этничности
этно- бренды
этнические сувениры
этнокультурное наследие
Аннотация: Актуальность темы исследования обусловлена тем, что в настоящее время остро стоит проблема сохранения традиционной культуры коренных малочисленных народов Севера. Этнотуризм представляется перспективной формой возрождения и популяризации культурного на- следия коренных народов. Культура кольских саамов в контексте развития этнотуризма в Мурманской области становится символическим брендом региона и инструментом продвижения туристических услуг. Исследование показало, что представители коренного населения занимают неоднозначную по- зицию по вопросу использования их этнической символики в различных региональных этнопроектах. С одной стороны, существует понимание потенциальных выгод от повышенного внимания к их уни- кальной культуре: популяризация культуры и создание дополнительных рабочих мест для саамских семей и общин. С другой стороны, представители саамского народа выражают опасения относительно возможных негативных последствий. В частности, речь идет об упрощении и искажении элементов их этнической культуры в процессе коммерциализации. Саамские общественные организации и ак- тивисты отстаивают право на участие в развитии регионального этнотуризма и выступают против некорректного использования этнической символики. В последние годы в Мурманской области организуются различные мероприятия, на которых обсуждаются стратегии взаимодействия коренного населения с представителями туристического сообщества с целью создания качественных туристических продуктов.




Просмотров: 31;