НАГУРНАЯ С. В. ВОЗРОЖДЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ ШКОЛЫ В КАРЕЛИИ: ОПЫТ ПЕРВЫХ ДЕСЯТИЛЕТИЙ // Учёные записки Петрозаводского государственного университета. 2025. Том 47, № 8, С. 107–114. URL: https://uchzap.petrsu.ru//journal/article.php?id=1256. DOI: 10.15393/uchz.art.2025.1256


Этнология, антропология и этнография


ВОЗРОЖДЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ ШКОЛЫ В КАРЕЛИИ: ОПЫТ ПЕРВЫХ ДЕСЯТИЛЕТИЙ

НАГУРНАЯ
СВЕТЛАНА ВИКТОРОВНА
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Федеральный исследовательский центр «Карельский научный центр Российской академии наук»
Ключевые слова:
карельский язык
вепсский язык
система образования
национальная школа
законодательная база
Аннотация: В Карелии на протяжении более 35 лет образовательная система способствует сохранению и развитию прибалтийско-финских языков республики – карельского, вепсского, финского. В статье представлена характеристика начального периода возрождения национальной школы в Карелии (1980-е – начало 2000-х годов). Этот период был временем новаторских решений, динамичного взаимодействия языковых активистов и представителей власти, объединения усилий общественности и ученых по включению карельского и вепсского языков в школьное образование. Возрожденческие процессы происходили параллельно с важными общественными процессами, имев- шими значение для развития языковой и образовательной политики. В первые десятилетия возрож- дения национальной школы были заложены основы правовой базы, регламентирующей функциони- рование национальных языков в системе образования. Одним из основополагающих докуметов стала «Программа обновления и развития национальной школы в Карельской АССР на 1991–1995 годы». Национальная школа возрождалась в условиях, когда уменьшение контроля со стороны федерального центра позволило проводить самостоятельную линию в национальной политике. Анализируемый период оказался плодотворным с точки зрения расширения документальной базы, инструментария, спектра мероприятий в сфере национального образования.




Просмотров: 22;