КОНККА А. П. ЖЕРТВЕННЫЕ И ПОЧИТАЕМЫЕ ДЕРЕВЬЯ КАРЕЛО-ФИНСКОГО ПОГРАНИЧЬЯ (по материалам конца ХIX века) // Учёные записки Петрозаводского государственного университета. 2025. Том 47, № 8, С. 99–106. URL: https://uchzap.petrsu.ru//journal/article.php?id=1255. DOI: 10.15393/uchz.art.2025.1255


Этнология, антропология и этнография


ЖЕРТВЕННЫЕ И ПОЧИТАЕМЫЕ ДЕРЕВЬЯ КАРЕЛО-ФИНСКОГО ПОГРАНИЧЬЯ (по материалам конца ХIX века)

КОНККА
АЛЕКСЕЙ ПЕТРОВИЧ
Федеральное государственное бюджетное учреждение на- уки Федеральный исследовательский центр «Карельский научный центр Российской академии наук»
Ключевые слова:
жертвенные и почитаемые деревья
священные рощи
связь дерева с семьей и родом
предками и персонифицированными праздниками
Аннотация: Почитаемые деревья и деревья, которым приносят жертвы, известны с глубо- кой древности у разных народов. Древнейшие «святые места» выглядели как ландшафт из камней, воды (то есть источника, ручья или берега водоема) и деревьев. Со времен Средневековья на берегах Финского залива у финнов и эстонцев были известны жертвенные рощи хииси. Это были огорожен- ные участки леса, в которых происходили общественные жертвоприношения. Исследователи придер- живаются того мнения, что хииси были центрами поселенческих комплексов. Уно Холмберг-Харва допускает мысль, что единичные почитаемые деревья у домов, сохранившиеся вплоть до ХХ века, суть остатки древних рощ наподобие хииси. Заметим, что этот вопрос до настоящего времени оста- ется дискуссионным, поэтому одной из задач данной статьи является введение в научный оборот (в особенности для русскоязычного читателя) имеющихся материалов по данной тематике. В карель- ских деревнях на границе России и Финляндии еще во второй половине XIX века имелись жерт- венные ели, от состояния которых зависели благополучие, здоровье и жизнь членов семьи и рода. Поэтому деревьям следовало жертвовать (относить к корням) частицу всего, что появлялось в доме съестного, а также потчевать духа-хозяина дерева угощением с праздничного стола. Помимо елей в регионе были известны также жертвенные сосны, березы, рябины, можжевельники. Во многих ме- стах им жертвовали первое молоко после отела коровы, выливали под корни первую кровь забитого осенью животного и приносили чашку мясного супа. Все это говорит об особой связи жертвенного дерева с домашним скотом. Главной функцией родового дерева была охранительная, которая касалась не только членов рода, но и всего хозяйства. Дерево выступало как представитель умерших родственников – предков рода, природных сил – духов леса и земли.




Просмотров: 25;