
Научный журнал
|
ISSN 2542-1077 (Print) ISSN 1994-5973 (Online) |
Этнология, антропология и этнография |
| КОНККА АЛЕКСЕЙ ПЕТРОВИЧ | Федеральное государственное бюджетное учреждение на- уки Федеральный исследовательский центр «Карельский научный центр Российской академии наук» |
|
Ключевые слова: жертвенные и почитаемые деревья священные рощи связь дерева с семьей и родом предками и персонифицированными праздниками |
Аннотация: Почитаемые деревья и деревья, которым приносят жертвы, известны с глубо-
кой древности у разных народов. Древнейшие «святые места» выглядели как ландшафт из камней,
воды (то есть источника, ручья или берега водоема) и деревьев. Со времен Средневековья на берегах
Финского залива у финнов и эстонцев были известны жертвенные рощи хииси. Это были огорожен-
ные участки леса, в которых происходили общественные жертвоприношения. Исследователи придер-
живаются того мнения, что хииси были центрами поселенческих комплексов. Уно Холмберг-Харва
допускает мысль, что единичные почитаемые деревья у домов, сохранившиеся вплоть до ХХ века,
суть остатки древних рощ наподобие хииси. Заметим, что этот вопрос до настоящего времени оста-
ется дискуссионным, поэтому одной из задач данной статьи является введение в научный оборот
(в особенности для русскоязычного читателя) имеющихся материалов по данной тематике. В карель-
ских деревнях на границе России и Финляндии еще во второй половине XIX века имелись жерт-
венные ели, от состояния которых зависели благополучие, здоровье и жизнь членов семьи и рода.
Поэтому деревьям следовало жертвовать (относить к корням) частицу всего, что появлялось в доме
съестного, а также потчевать духа-хозяина дерева угощением с праздничного стола. Помимо елей
в регионе были известны также жертвенные сосны, березы, рябины, можжевельники. Во многих ме-
стах им жертвовали первое молоко после отела коровы, выливали под корни первую кровь забитого
осенью животного и приносили чашку мясного супа. Все это говорит об особой связи жертвенного
дерева с домашним скотом. Главной функцией родового дерева была охранительная, которая касалась не только членов рода, но и всего хозяйства. Дерево выступало как представитель умерших родственников – предков рода, природных сил – духов леса и земли. |
|
Просмотров: 25; |