БАУЭР Т. В. СЕМАНТИКА ПРИЧИНЕНИЯ ВРЕДА В КЛЯТВЕННЫХ ФОРМУЛАХ (по материалам русской традиционной культуры) // Учёные записки Петрозаводского государственного университета. 2025. Том 47, № 8, С. 90–98. URL: https://uchzap.petrsu.ru//journal/article.php?id=1254. DOI: 10.15393/uchz.art.2025.1254


Этнология, антропология и этнография


СЕМАНТИКА ПРИЧИНЕНИЯ ВРЕДА В КЛЯТВЕННЫХ ФОРМУЛАХ (по материалам русской традиционной культуры)

БАУЭР
ТАТЬЯНА ВЛАДИМИРОВНА
Петрозаводский государственный университет
Ключевые слова:
клятва
вербальная магия
семантика
вредоносное воздействие
народная аксиология
традиционная культура
русские крестьяне
Аннотация: Актуальность исследования обусловлена необходимостью изучения карти- ны мира русского крестьянства и сохранения этнокультурной идентичности. Целью является анализ клятв, включающих в качестве общего компонента лексические единицы, имеющие семан- тику причинения вреда. В работе используются элементы этнолингвистического подхода, в частно- сти приемы семантической реконструкции, позволяющие воссоздать особенности мировосприятия носителей традиционной культуры и их ценностные ориентиры. Материалом для исследования послужили клятвенные формулы, содержащиеся в опубликованных материалах архивного фонда «Этнографического бюро» князя В. Н. Тенишева, в рукописной коллекции С. М. Пономарева, храня- щейся в Архиве Русского географического общества, в фольклорно-этнографических сборниках и сло- варях. Выявлены и проанализированы основные семантические модели, связанные с причинением вреда, которые в ходе проведения ритуала могут сочетаться друг с другом. Отмечается, что лексемы и устойчивые выражения, отвечающие за нанесение вреда, часто имеют переносный смысл. Сделан вывод о том, что важнейшими ценностями считались жизнь, «правильная» смерть, благоприятная посмертная участь, здоровье, семейно-родственные связи, возможность сохранения и продолжения рода, связь с Богом, в то время как имущественные интересы в системе ценностей отступали на второй план.




Просмотров: 25;