
Научный журнал
|
ISSN 2542-1077 (Print) ISSN 1994-5973 (Online) |
Русский язык. Языки народов России |
| ВАСИЛЕНКО АНАСТАСИЯ ГЕННАДЬЕВНА | Московский педагогический государственный университет |
|
Ключевые слова: паремиология фразеология функциональный подход нарратология Ю. В. Трифонов идиостиль прагматический потенциал |
Аннотация: Представлен функционально-стилистический анализ особенностей использова-
ния фразеологических и паремиологических единиц в художественных текстах Ю. В. Трифонова.
Актуальность исследования определяется недостаточной изученностью идиостиля писателя с точки
зрения функционирования устойчивых языковых единиц. Целью работы является выявление зако-
номерностей функционирования фразеологических и паремиологических конструкций в различных
повествовательных регистрах. В основе исследования – функциональный подход, ориентированный
на изучение языковых единиц в контексте их реализации. Особое внимание уделяется классифи-
кациям функций фразеологических единиц с акцентом на распределение этих функций по нарра-
тивным уровням. Новизна исследования заключается в том, что фразеологические и паремиологи-
ческие конструкции рассматриваются не только как элементы лексико-фразеологического уровня,
но и как структурные маркеры, участвующие в выстраивании повествовательной перспективы,
отражении авторской позиции и моделировании коммуникативных отношений между нарративны-
ми инстанциями: автором, нарратором, персонажем. Выявлена зависимость между частотностью
и стилистической природой используемых фразеологических единиц и типом повествовательного ре-
гистра: книжная фразеология преимущественно сосредоточена в авторском дискурсе, тогда как раз-
говорные конструкции – в персонажной речи. На примере одной из повествовательных категорий по-
казано, как разговорная фразеология и паремиология становятся средством формирования языковой
личности героя. Особое внимание уделено графическому выделению фразеологизмов как способу актуализации их функций. Сделан вывод о полифункциональности устойчивых выражений, их роли в формировании смысловых доминант текста. |
|
Просмотров: 75; |