ЖУКОВСКАЯ Т. Н. АКАДЕМИЧЕСКИЙ «РЕСПУБЛИКАНИЗМ» И ПРАКТИКИ УНИВЕРСИТЕТСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РОССИИ В 1800–1830-х ГОДАХ (на примере Петербургского университета) // Учёные записки Петрозаводского государственного университета. 2025. Том 47, № 4, С. 95–101. URL: https://uchzap.petrsu.ru//journal/article.php?id=1188. DOI: 10.15393/uchz.art.2025.1188


ИЗ ИСТОРИИ РОССИЙСКОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ


АКАДЕМИЧЕСКИЙ «РЕСПУБЛИКАНИЗМ» И ПРАКТИКИ УНИВЕРСИТЕТСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РОССИИ В 1800–1830-х ГОДАХ (на примере Петербургского университета)

ЖУКОВСКАЯ
ТАТЬЯНА НИКОЛАЕВНА
Санкт-Петербургский институт истории РАН
Ключевые слова:
история Санкт-Петербургского университета
университетские уставы
университет- ская автономия
Совет университета
ректор
профессора
Аннотация: Российская наука и университетское образование в XVIII – начале XIX века разви- вались путем переноса и адаптации западноевропейских моделей распространения научного знания, а также моделей самоорганизации самих научных сообществ. Однако границы академического само- управления в России устанавливались государством. Как практически реализовывались положения об университетском самоуправлении в системе повседневной научной, учебной, кадровой, хозяй- ственной, административной деятельности университета, можно судить на основании материалов обширного университетского и ведомственного делопроизводства. В статье впервые всесторонне проанализированы журналы Конференции Петербургского педагогического института / Совета Петербургского университета за 1808–1835 годы, которые позволяют установить решающую роль это- го коллегиального органа в разработке системы преподавания, в кадровых вопросах, в организации научной экспертизы и лицензирования, в укреплении материальной и научной базы университета, в администрировании подведомственных училищ на территории округа, выстраивании горизон- тальных коммуникаций с другими учреждениями. Университетское делопроизводство отражает ме- ханизм взаимодействия Совета профессоров с попечителем учебного округа и другими органами власти по вопросам выборов ректора, деканов, определения на должности профессоров и младших преподавателей, приема студентов и распределения выпускников на учительские места. В этих и многих других вопросах, обсуждавшихся коллегиально, решения университетской корпорации служили основанием для распоряжений попечителя учебного округа и высшей власти.




Просмотров: 78;