Научный журнал
|
ISSN 2542-1077 (Print) ISSN 1994-5973 (Online) |
ИЗ ИСТОРИИ РОССИЙСКОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ |
КИРИКОВА ОЛЬГА АЛЕКСАНДРОВНА | Санкт-Петербургский филиал Архива РАН |
Ключевые слова: образование Академическая гимназия Академия наук Т. З. Байер Л. Л. Блюментрост М. В. Ломоносов В. Н. Татищев |
Аннотация: В январе 1726 года в Петербурге открылась Академическая гимназия, обязан-
ная по замыслу Петра I готовить кадры для университета, чьи функции должна была исполнять
Академия наук. Такая сложная структура стала следствием того, что в России не существовало
сети разноуровневых школ. К началу правления Анны Иоанновны гимназия находилась не в лучшем
состоянии: на ее работе негативно сказывались общие административные и финансовые проблемы
Академии наук, в целесообразности существования которой начали сомневаться чуть ли не сразу по-
сле смерти Петра I, и, кроме того, в 1728 году гимназию покинули многие ученики, уехавшие вместе
с родителями вслед за императорским двором в Москву. В этих условиях обсуждение в 1731 году
проекта еще одной гимназии по образцу академической позволяет говорить о поддержке правитель-
ством Анны Иоанновны системы образования, заложенной Петром и развитой позднее Елизаветой
Петровной. План по созданию в Москве в начале 1730-х годов гимназии неизвестен исследователям.
Восстановить этот важный для истории отечественного образования сюжет стало возможно бла-
годаря сохранившейся в Санкт-Петербургском филиале Архива РАН переписке членов Академии
наук и В. Н. Татищева – инициатора данного проекта. С помощью ретроспективного метода удалось
определить мотивы, побудившие его выступить с подобным предложением, возможности, которые
открывались перед юными москвичами в случае реализации задуманного, и причины того, почему
проект остался нереализованным. |
Просмотров: 35; |