КИРИКОВА О. А. О ПРОЕКТЕ МОСКОВСКОЙ ГИМНАЗИИ 1731 ГОДА // Учёные записки Петрозаводского государственного университета. 2025. Том 47, № 4, С. 81–86. URL: https://uchzap.petrsu.ru//journal/article.php?id=1186. DOI: 10.15393/uchz.art.2025.1186


ИЗ ИСТОРИИ РОССИЙСКОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ


О ПРОЕКТЕ МОСКОВСКОЙ ГИМНАЗИИ 1731 ГОДА

КИРИКОВА
ОЛЬГА АЛЕКСАНДРОВНА
Санкт-Петербургский филиал Архива РАН
Ключевые слова:
образование
Академическая гимназия
Академия наук
Т. З. Байер
Л. Л. Блюментрост
М. В. Ломоносов
В. Н. Татищев
Аннотация: В январе 1726 года в Петербурге открылась Академическая гимназия, обязан- ная по замыслу Петра I готовить кадры для университета, чьи функции должна была исполнять Академия наук. Такая сложная структура стала следствием того, что в России не существовало сети разноуровневых школ. К началу правления Анны Иоанновны гимназия находилась не в лучшем состоянии: на ее работе негативно сказывались общие административные и финансовые проблемы Академии наук, в целесообразности существования которой начали сомневаться чуть ли не сразу по- сле смерти Петра I, и, кроме того, в 1728 году гимназию покинули многие ученики, уехавшие вместе с родителями вслед за императорским двором в Москву. В этих условиях обсуждение в 1731 году проекта еще одной гимназии по образцу академической позволяет говорить о поддержке правитель- ством Анны Иоанновны системы образования, заложенной Петром и развитой позднее Елизаветой Петровной. План по созданию в Москве в начале 1730-х годов гимназии неизвестен исследователям. Восстановить этот важный для истории отечественного образования сюжет стало возможно бла- годаря сохранившейся в Санкт-Петербургском филиале Архива РАН переписке членов Академии наук и В. Н. Татищева – инициатора данного проекта. С помощью ретроспективного метода удалось определить мотивы, побудившие его выступить с подобным предложением, возможности, которые открывались перед юными москвичами в случае реализации задуманного, и причины того, почему проект остался нереализованным.




Просмотров: 35;