Научный журнал
|
ISSN 2542-1077 (Print) ISSN 1994-5973 (Online) |
Шахматовские чтения в Карелии |
БЕДНАРСКАЯ ЛАРИСА ДМИТРИЕВНА | Орловский государственный университет имени И. С. Тургенева |
Ключевые слова: А. А. Шахматов синтаксис русского языка теория многоаспектности синтаксических единиц В. В. Бабайцева |
Аннотация: В книге А. А. Шахматова «Синтаксис русского языка» заложены идеи, которые по-
новому воспринимаются на современном этапе развития лингвистики. Со времен В. В. Виноградова
не было значительных исследований взглядов ученого, они в основном подвергались критике, поэтому
актуальность и научная новизна статьи заключаются в позитивном анализе этих идей и обосновании
их научных перспектив. Наследие ученого-энциклопедиста А. А. Шахматова анализируется с пози-
ций структурно-семантического направления современной лингвистики, предтечей которого он был.
Это и оригинальная подробнейшая классификация односоставных предложений, почти не изменив-
шаяся до настоящего времени, но главное – это современное для нашего времени осознание системы
и структуры языка. Само расположение материала говорит о том, что А. А. Шахматов в восприятии
частей речи шел от античности, от коммуникативной роли предложения и его составляющих, опре-
деляя новаторскую методологию своего исследования. Огромный синкретичный фундаментальный
фон историко-диалектологических исследований разных языков позволил сделать выводы, которые
современники не восприняли, их значение стало понятно почти через век. Идеи А. А. Шахматова
питают современные теории и научные дискуссии о соотношении слова, словосочетания и предложе-
ния-структуры, о первооснове мышления – коммуникации, о синтаксических отношениях – основе
«строя» языка, о различении субстанций и отношений между ними, о логико-синтаксических типах
предложений, о коммуникативном синтаксисе и актуальном членении предложения и т. д. В этом
аспекте анализируются теория многоаспектности синтаксических единиц В. В. Бабайцевой, ее теория
переходности и синкретизма, впитавшие идеи А. А. Шахматова. Они определили развитие теоретического синтаксиса и его практической интерпретации в образовательном процессе в конце XX и в XXI веке. |
Просмотров: 29; |