ПАТРОЕВА Н. В. ТРОПЫ В СТИХОТВОРЕНИЯХ ФЕОФАНА ПРОКОПОВИЧА: МЕТОНИМИЯ И СИНЕКДОХА // Учёные записки Петрозаводского государственного университета. 2024. Том 46, № 7, С. 14–20. URL: https://uchzap.petrsu.ru//journal/article.php?id=1087. DOI: 10.15393/uchz.art.2024.1087


Русский язык. Языки народов России


ТРОПЫ В СТИХОТВОРЕНИЯХ ФЕОФАНА ПРОКОПОВИЧА: МЕТОНИМИЯ И СИНЕКДОХА

ПАТРОЕВА
НАТАЛЬЯ ВИКТОРОВНА
Петрозаводский государственный университет
Ключевые слова:
поэтика барокко
предклассицизм
троп
фигура речи
метонимия
синекдоха
русская поэзия первой половины XVIII века
Аннотация: Основная цель исследования – анализ тропеических контекстов, выбранных из сти- хотворного наследия Феофана Прокоповича, одного из главных реформаторов русской словесности Петровской эпохи, в аспекте соответствия его поэтической практики и риторической теории, пред- ставленной в трактате «De arte rhetorica libri X». Изучаемый материал – метонимии и синекдохи, используемые Феофаном Прокоповичем в 24 стихотворениях, вошедших в академическое собрание сочинений. В качестве основных процедурных приемов исследования используются функциональ- но-описательный, лексикографический, контекстуальный, сопоставительный методы. В результате автор приходит к выводу о достаточно высокой активности метонимических переносов в лирике Феофана Прокоповича и его значительном, но долгое время остававшемся недооцененным вкладе в развитие русской поэтической фразеологии. Трансформация исходного значения совершается часто по принципу ассоциативного сближения места и его обитателей, части и целого, единичного и множественного, отвлеченного свойства и его конкретного проявления, что характерно для узуаль- ных метонимий и синекдох. Феофан применяет свойственные библейским и летописным источникам переносы по смежности (рог – сила, щит – защита), а также индивидуализирующие его авторское лицо метонимические перифразы, гипаллаги (смещенные, метонимические эпитеты), символиза- цию на основе смежности мифонима и абстрактного понятия (Марс – война, Аполлон – искусство). Полученные результаты являются основой для дальнейшего изучения поэтической практики поэтов Петровской эпохи и послепетровского времени, оказавших важное влияние на становление поэти- ки российского барокко (предклассицизма) и классицизма, а также для развития исследований в об- ласти диахронической риторики русской лирики как системы тропов и фигур речи, применяемых поэтами в процессе реализации художественного замысла.




Просмотров: 36;