Научный журнал
|
ISSN 2542-1077 (Print) ISSN 1994-5973 (Online) |
Литературы народов мира |
ТИМОШКИНА МАРИЯ ИГОРЕВНА | Петрозаводский государственный университет |
ШАРАПЕНКОВА НАТАЛЬЯ ГЕННАДЬЕВНА | Петрозаводский государственный университет |
Ключевые слова: модернизм фантастика романтическая традиция двоемирие двойничество герой Г. Майринк Г. Ф. Лавкрафт Э. Т. А. Гофман Э. А. По |
Аннотация: Актуальность статьи состоит в предпринятом сравнительном анализе творчества
одного из ярчайших представителей Пражской литературной школы Г. Майринка и повлиявшего
на современную «литературу ужасов» видного американского писателя-фантаста Г. Ф. Лавкрафта
в аспекте привлечения и трансформации ими в своих произведениях приемов и мотивов роман-
тического направления. Теоретико-методологической базой исследования стали научные труды
зарубежных и отечественных ученых в области литературоведения и сами тексты произведений:
роман Г. Майринка «Голем», повесть Г. Ф. Лавкрафта «Хребты безумия» и рассказ «Музыка Эриха
Цанна». Выявлены традиционные образы и мотивы готической литературы (например, мотивы стра-
ха, ужаса и тайны, в том числе заимствованные у Э. А. По), тесно переплетающиеся с романтической
поэтикой и формирующие своеобразие фантастики произведений обоих писателей. Особый акцент
сделан на трансформации приемов романтического двоемирия и двойничества, противопоставле-
нии героя-демиурга и филистерского общества, понимания творчества как высшей силы, противопо-
ставляемой хаосу и смерти (в сопоставлении писателей с Э. Т. А. Гофманом). В результате проведен-
ного анализа установлено, что трансформация романтической традиции у Г. Майринка проявляется
в углублении в психоанализ, а также оккультные и духовные учения, практикуемые в том числе
самим писателем для исследования внутреннего «Я». Выявлено, что у Майринка герой после встречи
с потусторонним переживает метаморфозу, преодолевает в себе «големическое» и открывает под-
линную высшую реальность. У Лавкрафта с его умелым сочетанием в произведении литературы
ужасов и жанра научной фантастики романтические по своей сути герои (ученый, путешественник, музыкант) в процессе «романтического» поиска проходят путь к хаосу, духовному бессилию и разочарованности в познании Вселенной. |
Просмотров: 254; |