ТИМОШКИНА М. И., ШАРАПЕНКОВА Н. Г. ТРАНСФОРМАЦИЯ РОМАНТИЧЕСКОЙ ТРАДИЦИИ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ Г. МАЙРИНКА И Г. Ф. ЛАВКРАФТА // Учёные записки Петрозаводского государственного университета. 2024. Том 46, № 5, С. 85–94. URL: https://uchzap.petrsu.ru//journal/article.php?id=1062. DOI: 10.15393/uchz.art.2024.1062


Литературы народов мира


ТРАНСФОРМАЦИЯ РОМАНТИЧЕСКОЙ ТРАДИЦИИ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ Г. МАЙРИНКА И Г. Ф. ЛАВКРАФТА

ТИМОШКИНА
МАРИЯ ИГОРЕВНА
Петрозаводский государственный университет
ШАРАПЕНКОВА
НАТАЛЬЯ ГЕННАДЬЕВНА
Петрозаводский государственный университет
Ключевые слова:
модернизм
фантастика
романтическая традиция
двоемирие
двойничество
герой
Г. Майринк
Г. Ф. Лавкрафт
Э. Т. А. Гофман
Э. А. По
Аннотация: Актуальность статьи состоит в предпринятом сравнительном анализе творчества одного из ярчайших представителей Пражской литературной школы Г. Майринка и повлиявшего на современную «литературу ужасов» видного американского писателя-фантаста Г. Ф. Лавкрафта в аспекте привлечения и трансформации ими в своих произведениях приемов и мотивов роман- тического направления. Теоретико-методологической базой исследования стали научные труды зарубежных и отечественных ученых в области литературоведения и сами тексты произведений: роман Г. Майринка «Голем», повесть Г. Ф. Лавкрафта «Хребты безумия» и рассказ «Музыка Эриха Цанна». Выявлены традиционные образы и мотивы готической литературы (например, мотивы стра- ха, ужаса и тайны, в том числе заимствованные у Э. А. По), тесно переплетающиеся с романтической поэтикой и формирующие своеобразие фантастики произведений обоих писателей. Особый акцент сделан на трансформации приемов романтического двоемирия и двойничества, противопоставле- нии героя-демиурга и филистерского общества, понимания творчества как высшей силы, противопо- ставляемой хаосу и смерти (в сопоставлении писателей с Э. Т. А. Гофманом). В результате проведен- ного анализа установлено, что трансформация романтической традиции у Г. Майринка проявляется в углублении в психоанализ, а также оккультные и духовные учения, практикуемые в том числе самим писателем для исследования внутреннего «Я». Выявлено, что у Майринка герой после встречи с потусторонним переживает метаморфозу, преодолевает в себе «големическое» и открывает под- линную высшую реальность. У Лавкрафта с его умелым сочетанием в произведении литературы ужасов и жанра научной фантастики романтические по своей сути герои (ученый, путешественник, музыкант) в процессе «романтического» поиска проходят путь к хаосу, духовному бессилию и разочарованности в познании Вселенной.




Просмотров: 105;