Научный журнал
|
ISSN 2542-1077 (Print) ISSN 1994-5973 (Online) |
Всеобщая история |
ЗАВИДОВСКАЯ ЕКАТЕРИНА АЛЕКСАНДРОВНА | Институт Китая и со- временной Азии РАН, Брянский государственный университет имени академика И. Г. Петровского |
ХАРИТОНОВА АННА МИХАЙЛОВНА | Санкт-Петербургский государственный университет |
Ключевые слова: Юньнань источник китайская книжная коллекция эпоха Цин конфуцианство буддизм ицзу |
Аннотация: Хранящийся в Научной библиотеке Санкт-Петербургского университета рукопис-
ный альбом о провинции Юньнань с шифром Xyl. F-25 (период создания около 1830–1840-х годов)
содержит 76 карт провинции и ее областей с описаниями и картинками. Он преследует цель по-
знакомить читателей с историей каждой административной единицы и характерными особенно-
стями местности. Помимо сведений об административных преобразованиях, особенностях быта
и костюма разных этнических групп, удивительных природных явлениях, альбом содержит краткие
упоминания о религиозных и культовых практиках как ханьского, так и аборигенного населения
провинции. Научная актуальность исследования связана с недостаточной изученностью подобных
альбомов. Новизна заключается в уникальности исторического источника и введении его в научный
оборот. Цель статьи – дать пояснение к кратким сведениям из альбома о религиозной ситуации
провинции Юньнань. Основными задачами являются описания ключевых религий и практик,
упомянутых в альбоме: конфуцианство и образование, многообразие храмовых построек в город-
ской местности, специфика местного буддизма и обычаи местных народов. Результаты исследо-
вания альбома позволяют прийти к выводам, что начиная с эпохи Мин в ряде городов Юньнани
сформировалась прослойка ханьцев с конфуцианским образованием, которые совместно с назнача-
емыми чиновниками принимали участие в почитании Конфуция и открытии множества учебных заведений. Купцы и торговцы солью участвовали в спонсировании буддистских и даосских храмов, некоторые местные народы поклонялись Будде, что может быть связано с наследием государств Наньчжао и Дали. |
Просмотров: 297; |