ДЬЯЧКОВА И. Н. ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ РУССКИХ ЧИСЛИТЕЛЬНЫХ В ИНОСТРАННОЙ АУДИТОРИИ // Учёные записки Петрозаводского государственного университета. 2024. Том 46, № 3, С. 98–106. URL: https://uchzap.petrsu.ru//journal/article.php?id=1030. DOI: 10.15393/uchz.art.2024.1030


Теоретическая, прикладная и сравнительно-сопоставительная лингвистика


ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ РУССКИХ ЧИСЛИТЕЛЬНЫХ В ИНОСТРАННОЙ АУДИТОРИИ

ДЬЯЧКОВА
ИРИНА НИКОЛАЕВНА
Петрозаводский государственный университет
Ключевые слова:
прикладная лингвистика
лингводидактика
имя числительное
обучение РКИ
кванти- тативность
русская грамматика в иностранной аудитории
Аннотация: Анализируются грамматика и функционирование русских числительных в аспекте их изучения иностранными учащимися. Актуальность исследования обусловлена тем, что это на- правление недостаточно разработано в современной лингвистике и лингводидактике, в частности, теоретическое обобщение грамматических сведений о числительных в аспекте РКИ ранее не пред- принималось. Материалом послужили специальные учебные пособия для иностранных учащихся В. К. Лебедева, Э. С. Котвицкой, О. И. Глазуновой, а также методические работы М. В. Всеволодовой, В. Н. Вагнер и др., посвященные изучению числительных в курсе РКИ. Установлено, что положенный в основу лингводидактического описания функционально-семантический подход определяет вклю- чение в сферу изучения числительных целого ряда языковых фактов, которые традиционно рассма- триваются в других разделах грамматики или в некоторых случаях вообще остаются без внимания. Овладение склонением русских числительных вызывает у иностранцев большие сложности, в связи с чем его описание требует смещения акцента с рассмотрения отдельных парадигм на поиск грам- матических аналогий. Анализ синтаксиса в аспекте обучения иностранцев русской речи вызывает необходимость обращения не только к традиционно рассматриваемым в грамматиках количествен- но-именным сочетаниям, но и к более сложным по составу именным группам, включающим числи- тельные (десять в третьей степени, глубина сто метров, сто километров в час), изучение которых, в том числе с целью включения в практический курс РКИ, должно быть продолжено.




Просмотров: 235; Скачиваний: 5;