Научный журнал
|
ISSN 2542-1077 (Print) ISSN 1994-5973 (Online) |
Теоретическая, прикладная и сравнительно-сопоставительная лингвистика |
ВЕСЕЛОВСКАЯ ТАТЬЯНА СЕРГЕЕВНА | Государственный институт русского языка им. А. С. Пуш- кина |
Ключевые слова: социокультурный компонент лингвокультурный комментарий дискурсивные параме- тры текста сложность текста культурно-маркированная лексика |
Аннотация: Представлено описание учебников по русскому языку как иностранному с позиции
социокультурного содержания. Разработанный подход позволяет выявить основные стратегии, кото-
рые применяются в учебных материалах при предъявлении культурно-маркированных единиц раз-
ного уровня с учетом направленности на реципиента. При проведении исследования использовался
комплекс методов: критический дискурс-анализ, сопоставление, семиотический анализ, а также
контекстуальный анализ. Источником фактологической базы послужила собранная и размеченная
коллекция учебников по русскому языку, изданных за последние 20 лет в России и за рубежом.
Описываются импликации разноуровневых социо- и лингвокультурных единиц в учебных текстах.
Такие единицы являются потенциальными маркерами усложнения текста и соответственно нужда-
ются в специфичном комментировании. Анализ показал дисбаланс в предъявлении исторических
и современных сведений о России и русской культуре, а также была замечена тенденция к большему
освещению гуманитарной сферы, чем физико-математической или естественно-научной. Результаты
исследования позволяют сформулировать рекомендации к содержанию социокультурного компонента в современных учебниках, адресованных инофонам с разным уровнем владения русским языком, а также отобрать стимульный материал для подтверждения полученных выводов эксперименталь-
ными методами. |
Просмотров: 217; Скачиваний: 12; |