ВЕСЕЛОВСКАЯ Т. С. CОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ КОМПОНЕНТ КАК МАРКЕР СЛОЖНОСТИ ТЕКСТА (по данным учебников по русскому языку как иностранному) // Учёные записки Петрозаводского государственного университета. 2024. Том 46, № 3, С. 91–97. URL: https://uchzap.petrsu.ru//journal/article.php?id=1029. DOI: 10.15393/uchz.art.2024.1029


Теоретическая, прикладная и сравнительно-сопоставительная лингвистика


CОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ КОМПОНЕНТ КАК МАРКЕР СЛОЖНОСТИ ТЕКСТА (по данным учебников по русскому языку как иностранному)

ВЕСЕЛОВСКАЯ
ТАТЬЯНА СЕРГЕЕВНА
Государственный институт русского языка им. А. С. Пуш- кина
Ключевые слова:
социокультурный компонент
лингвокультурный комментарий
дискурсивные параме- тры текста
сложность текста
культурно-маркированная лексика
Аннотация: Представлено описание учебников по русскому языку как иностранному с позиции социокультурного содержания. Разработанный подход позволяет выявить основные стратегии, кото- рые применяются в учебных материалах при предъявлении культурно-маркированных единиц раз- ного уровня с учетом направленности на реципиента. При проведении исследования использовался комплекс методов: критический дискурс-анализ, сопоставление, семиотический анализ, а также контекстуальный анализ. Источником фактологической базы послужила собранная и размеченная коллекция учебников по русскому языку, изданных за последние 20 лет в России и за рубежом. Описываются импликации разноуровневых социо- и лингвокультурных единиц в учебных текстах. Такие единицы являются потенциальными маркерами усложнения текста и соответственно нужда- ются в специфичном комментировании. Анализ показал дисбаланс в предъявлении исторических и современных сведений о России и русской культуре, а также была замечена тенденция к большему освещению гуманитарной сферы, чем физико-математической или естественно-научной. Результаты исследования позволяют сформулировать рекомендации к содержанию социокультурного компонента в современных учебниках, адресованных инофонам с разным уровнем владения русским языком, а также отобрать стимульный материал для подтверждения полученных выводов эксперименталь- ными методами.




Просмотров: 217; Скачиваний: 12;